"Такса": 8 из 10. Черная комедия от одного из главных авторов американского независимого кино
В ограниченный столичный прокат вышел, пожалуй, один из самых ожидаемых фильмов последнего Sundance «Такса» Тодда Солондза. Но не спешите тащить на премьеру своего друга-собачника: AFISHA.TUT.BY не гарантирует, что все закончится хорошо.
Больному раком мальчишке родители покупают таксу. Потом она не справится со своим пищеварением и загадит полдома. И мама с долгой преамбулой об изнасиловании пуделя бездомным псом по кличке Мухаммед будет объяснять сыну необходимость усыпления.
Теперь когда все страждущие доброго и душевного кино отсеялись самостоятельно, можно поговорить по существу. Тодд Солондз в киноманских кругах в представлении не нуждается. Мастер жанра трагикомедии и труженик от сохи американского независимого кинематографа. Его новая работа стала одним из самых ожидаемых фильмов последнего «Сандэнса» заслуженно: мало того что на афише значится имя самого режиссера, до кучи в титрах замечены Грета Гервиг, Дэнни ДеВито, Зося Мамет (Шошанна из «Девочек» — сделаем вид, что остальных вы и так знаете) и премилая такса.
Собрались ребята вместе не без повода: глумиться над бережно охраняемыми американскими ценностями. Впрочем, хохотать над этим — удел тех, кто по нашу сторону океана, самоирония не главное национальное качество янки. В каждой из четырех глав Солондз препарирует человеческие погрешности и несовершенства, на которых построены все отношения — даже ваши короткие перебранки вечером у плиты. Вскрывает он их аккуратно и щадяще, без анатомических подробностей и мяса, так, что от экрана не отворачиваешься — завороженно следишь за каждым движением скальпеля. При этом не перенести язвы и болячки на себя невозможно: слишком узнаваемые симптомы.
Будь то обитатели одноэтажной Америки или ваши соседи, по Солондзу современное общество страдает от двойственности, разъедаемо сомнениями, депрессиями, нереализованными мечтами и желаниями, но прикрывается напускной терпимостью и моралью. А в какой-то момент срывает все и бегает голышом. Но не ведитесь на обнаженку — это мы фигурально.
С сочными красками и залитым солнцем изображением контрастирует вязкая атмосфера тотальной неизбежности и воли фатума. Немым свидетелем этого и сопутствующих, очерченных яркими мазками глупости и напускной серьезности, становится кочующая из рук в руки такса. Которая у Солондза, как и все остальное, метафорична и в финале становится символом бессмысленности и неизбежности. Но как бы американец ни высмеивал свою отчизну, уходите вы из этого мира не озлобленными, а слегка погрустневшими. Мизантропия и самоедство не обойдет и самого режиссера, оттого возможно веришь ему куда больше, нежели высокомерным снобам с претензией на истину.
Солондз — саркастичный и язвительный коллега Вуди Аллена — уводит своих невротичных героев подальше от счастливого будущего. Тем самым подчеркивает, что холеное американское общество не ждет ничего хорошего. При этом американец вполне мог бы эмоционально дистанцироваться от своих персонажей, но это был бы тот еще снобизм.
Структура сборника из четырех новелл облегчает пищеварение взращенных на сериалах зрителей. У каждой истории есть законченная мысль, так что следить за ней придется от силы минут 20 — дальше начинается следующая. Впрочем, и в ней не надейтесь на хеппи-энд — мы же говорили, ничего хорошего.
Когда: с 3 по 16 октября.
Где: кинотеатр «Победа».
Сколько: 3 рубля.
Трейлер: