Минск умело извлекает выгоду от взаимной украино-российской торговой блокады
В контексте сложных белорусско-российских переговоров по энергоносителям появляются новые перспективы диверсификации поставок нефти в Беларусь.
15 июля президенты Украины и Азербайджана заявили о возобновлении проекта «Одесса–Броды», который простаивает с 2011 года, когда Беларусь отказалась от поставок азербайджанской нефти. И, по мнению экспертов, Азербайджан может поставлять в Восточную Европу порядка 18 млн тонн нефти, большую часть которой способна покупать Беларусь, тем самым снижая свою зависимость от российского углеводородного сырья, пишет Thinktanks.by.
Впрочем, как отмечают аналитики BISS в новом выпуске Белорусского внешнеполитического индекса, Беларусь и так остается основным игроком на украинском рынке нефтепродуктов. В январе–июле Украина импортировала 3,88 млн тонн нефтепродуктов (бензин, дизтопливо, мазут, реактивное топливо и др.) на общую сумму 1,61 млрд долларов США. При этом из Беларуси было импортировано топлива на 1,02 млрд. Для сравнения: из России – на 152,9 млн, из Литвы – на 138,2 млн, из других стран – на 295,2 млн.
Более того, в текущем году Беларусь заняла новую нишу в торговле с Украиной: увеличила поставки мазута в 5,2 раза (до 186,3 тыс. тонн) и стала единственным его поставщиком в соседнюю страну. Это связано с тем, что Киев минимизирует использование в энергетике природного газа, то есть данное направление может оказаться перспективным в долгосрочном плане.
Уже в октябре может возобновиться и экспорт украинской электроэнергии в Беларусь. Об этом заявил глава Минтопэнерго Украины И. Насалик.
Эксперты BISS обращают внимание на еще одно направление возможного сотрудничества, которое может стать очень выгодным. Как известно, в августе, по итогам визита в Киев главы МИД Беларуси, вице-премьер Украины Г.Зубко сообщил о планах Украины вместе с Беларусью развивать транспортные коридоры в ЕС. Он считает, что перспективным является расширение объемов перевозок контейнерными поездами «Викинг» и «ЗУБР». Для увеличения объемов перевозок транзитных грузов через Беларусь и Украину необходимо продолжить действие тарифных условий и установить конкурентные тарифы. Украина, в свою очередь, продолжит развитие паромного сообщения по маршруту «Европа – Кавказ – Азия», что увеличит товаропотоки в направлении «Балтийское море – Черное море». Зубко также назвал перспективными сотрудничество с Беларусью в транспортных форматах «Киев-Минск-Варшава», «Киев-Минск-Вильнюс» и «Киев-Минск-Рига».
Справка:
Согласно балансу внешней торговли товарами Беларуси за 1-е полугодие, Украина заняла 2-е место по объёму оборота, 2-е – экспорта и 5-е – импорта. Длительное время сохраняется значительное положительное сальдо во взаимной торговле, которое по итогам полугодия составило 890 млн долларов (за 1-е полугодие прошлого года – 668 млн). Белорусский экспорт, по сравнению с 1-м полугодием 2015 г., вырос с 1,112 до 1,298 млрд долларов, импорт сократился с 444 до 408 млн.