"Я сам не могу позволить заказать себе пиццу". Одна ночь с курьерами минской пиццерии
В 23.00 закрывается большинство магазинов Минска, но не исчезает ночной аппетит. AFISHA.TUT.BY присоединилась в компанию к курьерам по доставке пиццы Papa John’s, чтобы познакомиться с ночными клиентами, а также посмотреть на эту работу изнутри.
Курьер Анатолий: «Однажды девушки, которым доставлял пиццу, просили остаться»
За час до полуночи на улице Могилевской живо, как днем, только света поменьше. Подходим к пиццерии, которая доставляет пиццу клиентам до 2 часов ночи.
23.06 — первый звонок. Курьер Анатолий принимает заказ, «забивает» в компьютер необходимые данные и бежит на кухню. Пока пиццеры мнут тесто, наполняют его начинкой и посылают в печь, работники подготавливают коробки и присваивают им наклейки с номерами.
Через девять минут пицца выезжает из печи — сыр на ней до сих пор плавится. Доставщик берет лопату и переносит пиццу в коробку. Разрезает, еще раз сверяет заказ и запаковывает в термосумку. На доставку у нас есть 45 минут. Девять из них мы уже истратили на приготовление пиццы.
«Только не обращайте внимания, что в машине так сильно пахнет пиццей. Это уже не выветривается», — предупреждает Анатолий.
Анатолий звонит клиенту, еще раз уточняет адрес. Стартуем и держим путь на улицу Менделеева. Daewoo Matiz стремительно въезжает во дворы, нарушая размеренную жизнь окрестностей Тракторного завода.
«Жутковато здесь. Вообще, вы попадали в ситуации, когда вам становилось страшно?», — спрашиваем доставщика.
«Да ничего такого никогда не было. У нас люди спокойные», — так же спокойно отвечает он.
Раньше Анатолий работал официантом в Cafe de Paris. Ушел оттуда по личным причинам. «Не все так дружелюбно и красиво, как это кажется со стороны», — коротко объяснил парень. В Papa John’s он работает с декабря прошлого года.
— В принципе, работа мне нравится. Днем доставки короткие — за 10−15 минут справляемся. Ночью подлиннее, хотя бывает, что и в соседний дом заказывают: лень спуститься и купить пиццу самим.
Встречаться с хамами или пьяными Анатолию не доводилось.
— Отношение со стороны клиентов обычно либо приветливое, либо нейтральное. Да, бывает, доставляешь пиццу слегка выпившей компании. Но те спокойно расплачиваются, забирают заказ и исчезают за дверью. Хотя однажды девушки, которым доставлял пиццу, предлагали остаться. Во это да, проблема была, не знал, как выкрутиться. Немного поговорили и сошлись на том, что мне нужно работать.
Тем временем подъезжаем к нужному дому. У дверей нас уже ждут. Увидев непривычные пропорции: три курьера и одна пицца, — мужчина не прячет удивления.
— Поздно пришел с работы, а готовить лень, — рассказывает Денис. — Пиццу заказываю часто — люблю ее. Но мне все равно какая. Domino’s, Sbarro, Papa John’s — беру разную. Как захочется. Я пробовал пиццы и в Дубае, и в Америке — все одно и то же.
Прощаемся с Денисом и отправляемся назад в пиццерию на Могилевской. По пути нас останавливает сотрудник ГАИ.
— Я, кстати, даже в ГАИ как-то возил пиццу. И в офисы, и на заводы. Заказывают разные люди.
Курьер Вадим: «На основной работе за смену я зарабатываю 25 рублей, а пицца стоит 27»
Возвращаемся на место ближе к полуночи. Из шести машин на парковке стоит лишь наша. Через несколько минут подруливает еще одна, но заказов уже три. Из печи выглядывает очередная пицца.
«О, моя», — говорит доставщик Вадим, с которым мы также отправимся доставлять пиццу. «Всего у нас 18 видов пицц. Да, поначалу путался, а сейчас могу определить с первого взгляда», — поясняет парень.
Поскольку других машин нет на месте, Вадим берет два заказа: на проспект Независимости и в Кунцевщину. Проходим стандартную процедуру: упаковка, перепроверка — и стартуем на маршрут. Сперва он лежит через проспект. Заруливаем в темный двор дома под номером 19.
Клиент ждет нас на четвертом этаже сталинки. Впускает в квартиру, лишнему человеку не удивляется. Да и не стесняется: ходит по квартире в распахнутом халате и трусах в полосочку.
«Долго работал сегодня, только-только вернулся со съемок, поесть что-то нужно», — объясняет ночной заказ клиент. Быстро расплачивается, не берет сдачи и запирает дверь.
А нас ждет улица Якубовского. Ехать до следующей локации минут 15, поэтому попутно беседуем с Вадимом.
— Вообще, это не моя основная работа. Я работаю слесарем в депо, ремонтирую электрички. Попал туда по распределению и пока не ушел. До Papa John’s развозил суши. Но там на своей машине нужно было ездить, да и платили не очень. А здесь машина компании.
Сейчас их поменьше, но после «зарплатных» дней случается микроапокалипсис, говорит Вадим.
— Вообще, по общепиту можно судить, когда у людей зарплаты и сколько они зарабатывают.
Сейчас, по его мнению, у людей с деньгами не очень.
— Я сам не сильно могу позволить себе заказывать пиццу. Если компанией собираемся, то да. Пицца, которую мы доставляем сейчас, стоит 27 рублей, а за смену в депо я зарабатываю 25.
Поэтому доставка, по мнению Вадима, — вполне нормальная подработка. Хотя сегодня он попадет домой только после трех ночи, а в восемь утра должен быть на другой работе.
— Бывает, что поступит заказ без двух минут в два ночи. Мы принимаем и, конечно, едем. Когда наша доставка работала до трех, поступил заказ почти перед закрытием. Нужно было далеко и долго ехать. Но это меня не пугает. Заказал дальнобойщик, который только что вернулся из рейса. Нужно же ему что-то поесть. Он тогда еще хорошие чаевые оставил, что приятно.
Чего не любит ни один курьер, так это странного поведения клиентов. Заказать пиццу, а после не открыть дверь — это последний тренд Минска. После второго такого случая клиент попадает в черный список.
Курьер Сергей: «Здесь я отдыхаю и параллельно зарабатываю»
Доставив пиццу двум мужчинам, возвращаемся на Могилевскую. В начале второго здесь прежняя картина: все машины уехали по разным адресам. Дожидаемся еще одного доставщика — Сергея, берем заказ и отправляемся с ним в Малиновку.
Для Сергея статус курьера тоже не основной. Пять дней в неделю он трудится специалистом по работе с клиентами в одном из минских банков, а на выходных берет подработки и развозит пиццы.
— Там у меня совершенно другая психологическая обстановка. Если что-то сделаешь не так, разговор с тобой будет жестким. Здесь же я морально отдыхаю и параллельно зарабатываю. Почему пришел в доставку? Главная причина — финансовая.
Доставляем пиццу хозяевам, которые не желают разговаривать, и спешим к машине. На часах — без четверти 2.
— Кажется, это последний.
Пока возвращаемся на Могилевскую, Сергей делится своими наблюдениями о жизни минчан.
— Доводилось в разные места доставлять: и в очень богатые квартиры, и в скромные, на заводы, в офисы. Ни разу никто не отказывался платить. Все-таки наши пиццы стоят немало, чаще их заказывают люди с достатком, много молодежи. Никто просто «отжать» их не пытался. Часто на Зыбицкую возим. Там много алкоголя для клиентов, а поесть нечего. Выручаем.
Около двух ночи приезжаем в пиццерию. В последние минуты работы никто не звонит, значит, можно готовиться к закрытию. Водители сдают деньги менеджеру и ждут последнего коллегу, который возвращается на место в 2.20. В 3 часа их развезет дежурная машина. Некоторые будут дома к 4.