Эксперты о будущем: "Самой большой проблемой станет то, чем заполнить свободное от работы время"
Белорусские предприниматели, которые создают продукты и сервисы для больших рынков, собрались в эти выходные в Минске на форум «Бизнес Будущего — 2016″, организованный „Про бизнес.“ и Агентством стратегического и экономического развития». FINANCE.TUT.BY решил обратить внимание читателей на некоторые мысли из выступлений двух спикеров — директора администрации ПВТ Валерий Цепкало и разработчика робототехники Виктора Хаменка (CEO Rozum Robotics). Они касаются не только бизнеса и больших денег, но и будущего каждого из нас.
«Мы должны переосмыслить, чему и как мы учим своих детей»
«До сих пор страх потерять работу был необоснован. Каждая волна создания машин создавала больше рабочих мест, чем отнимала. Так продолжалось больше двух столетий. Но сейчас ученые заговорили о том, что технологическая безработица становится реальной — 47% рабочих мест у человека скоро заберут машины. Причина в том, что машины стали по-настоящему умны — умеют видеть, слышать, читать, писать и даже принимать решения не хуже, чем обычный человек. Сегодня, как и 20 лет назад, первыми теряют работу люди без образования — разнорабочие и клерки. Но мне кажется, завтра могут потерять работу врачи, юристы, журналисты. Действительно, работа становится дефицитом.
Еще 100 лет назад крестьянин в поле и рабочий на заводе трудились по 70 часов в неделю. Большинство людей сегодня работают по 40 часов в неделю. 6-часовой рабочий день и 4-дневная рабочая неделя — уже не редкость во многих странах Европы. Экономисты говорят, чтобы работы хватило всем, мы будем вынуждены снизить количество часов до 20 или даже до 15 в неделю.
Мы должны переосмыслить, чему и как мы учим своих детей. Мы точно не должны тратить время на обучение детей тому, в чем мы точно не сможем конкурировать с машинами. Бездумное заучивание фактов и слепое следование правилам — вместо этого мы должны учить детей узнавать новую информацию, развиваться, адаптироваться. Сегодня мы должны научить детей тому, что несмотря на весь технический прогресс, компьютеры не смогут дать креативность, сострадание и человечность. Когда половина информации, которую получает студент на первом курсе, устаревает к третьему курсу, мы должны учить детей тому, что будет работать завтра.
Мы должны быть готовы к тому, что человечество входит в эпоху изобилия. Когда самой большой проблемой, становится то, чем заполнить освободившиеся от работы время. Мы будем видеть все больше компаний, которые зарабатывают миллиарды на том, что они помогают человеку организовать его досуг. Правда, не уверен, что эти миллиарды будут что-то стоить".
«Лекарства будут разрабатывать с учетом особенностей каждого человека»
«Нефтью XXI века будет именно информация. Потому что значение нефти в том виде, как это было в прошлом столетии, будет все больше и больше падать. Мы видим, что появляются автомобили другого типа, электромобили, автомобили, основанные на водородном топливе и прочее. Компании, которые ориентированы на обработку информации, на работу с большими данными: Data Mining, Big Data, конечно, будут иметь перспективу. Причем в самых разных направлениях. Не обязательно быть гигантом, как Google. Информация есть везде, и данные тоже везде нас преследуют.
Я работал в США, когда был расшифрован геном человека. Программа стоила 3 млрд долларов. Крейг Вентер был первым человеком, который открыл цепочку ДНК. Он же был первым, чей геном расшифровали, это стоило тогда 1 млн долларов. Прошло 15 лет, и сейчас стоимость расшифровки ДНК стоит 20 тысяч. Лет через десять расшифровать полный геном, я думаю, будет стоить 1−2 тысячи долларов. Я думаю, что лет 20 пройдет, не больше, и наши дети и внуки будут удивляться: как это так можно было — всем выписывать одинаковые лекарства, «скопом». Не приспосабливаясь, не подстраиваясь под генетический профиль пациента. Лекарства будут разрабатываться с учетом индивидуальных особенностей и знаний о человеке".
Читайте также:
«Забудьте про 8-часовой рабочий день и одну профессию на всю жизнь». Что ждет рынок труда