Водители на "подснежниках" закрывают сезон: "На дороге я никому не мешаю и езжу по правилам"
Пожилых водителей на автомобилях-«подснежниках» на дорогах стало больше — время вывозить урожай и банки с закатками с дачных участков. Многие их ругают за медлительность, но, как выяснилось, по статистике, они не самые злостные нарушители.
AUTO.TUT.BY разузнал у таких водителей, как они покупали свои авто, почему не сменили на иномарки и как реагируют на недоброжелательное отношение на дороге.
— Никто бы на дедов на «подснежниках» ничего плохого не говорил, если бы ездили они по крайней правой полосе. Часто мотаюсь по Беларуси, и на любой трассе находится такой дедок, который со скоростью 70 км/ч «тошнит» по крайней левой. Пристроишься за таким «корытом», мигаешь фарами, показываешь левый поворот — реакции в 90% случаев никакой. Нормальных автомобилистов это просто бесит, — поделился своим мнением Александр, который считает себя опытным водителем. В целом его высказывание отражает позицию большинства автомобилистов.
Как правило, на бурную реакцию молодых водителей дедушки не отвечают, а к агрессивным выпадам относятся с мудрым спокойствием.
«ВАЗ-2104 и жена — две любви в моей жизни»
В одном из садоводческих товариществ в Минском районе мы нашли «жигули» ВАЗ-2104. Машина стоит в конце улицы, но издалека выделяется своим ярко-синим цветом. Хозяин авто Станислав Вацлавович со своей супругой Ларисой Константиновной работает на дачном огороде, но с удовольствием рассказывает про свою «четверку».
В 1989 году в концерн «Минскстрой», где тогда работал Станислав Вацлавович, пришли десять «жигулей». Одна из машин была в «универсале», которая в итоге досталась Станиславу.
— Иномарки в то время были большой редкостью. Да и наши машины тоже были в дефиците. Поэтому новенькой «четверке» я был очень рад. Машина оказалась очень удачной.
За все 27 лет эксплуатации автомобиль пережил несерьезные поломки, поэтому Станислав Вацлавович и думать не хочет, чтобы заменить свое авто на иномарку, хотя от детей такие предложения поступают часто. Сейчас автомобилист ездит только с весны до осени, в основном на дачу и обратно.
— У меня две любви — жена и «жигули». Не мыслю свою жизнь без этой машины — берегу ее, ухаживаю, как за женщиной. В Минске во дворе не ставлю никогда: жалко, как бы кто не задел, только в гараже она ночует. У нее даже краска на кузове родная, — хвастается хозяин.
— Да он с дачи не уедет, пока машину не протрет, — смеется супруга владельца. — Приходится задерживаться.
Если и случаются в авто неполадки по технической части, то ремонтом занимается исключительно свой человек — зять Станислава Вацлавовича.
— Конечно, в последнее время машина требует больше времени на ремонт, но если что-то случается, то не ждем, пока машина встанет. Да и с запчастями проблем нет — на рынке и в автомагазинах все сейчас есть. Так что машина моя в идеальном состоянии, и техосмотр проходит нормально. Даже на станции инженеры удивляются, что машина старая, а такая красавица.
Хозяин с удовольствием демонстрирует, как в салоне складывается заднее сиденье и багажник получается просто огромным: «Хочешь — шкафчик засунь сюда, а хочешь — урожай заложи». В старые времена автомобилист купил багажник, который можно закрепить на крыше, при необходимости и туда можно поместить груз.
— Когда я еду на машине, никто мне не сигналит. А все потому, что я никому не создаю помех, — говорит пенсионер. — Самое далекое расстояние, на которое я ездил, — от Минска до Бреста. Втоплю педаль газа в пол и еду 100−120 км/ч. Но иногда жена ругается, что я с такой скоростью несусь.
О том, что такие авто, как у него, люди называют «подснежниками», Станислав Вацлавович знает, но не обижается.
— Мне безразличны такие высказывания. С машиной все в порядке: ТО пройден, медсправка есть, и вообще — водитель я классный. Поэтому я ездил, езжу и ездить буду.
«Черная „Волга“ — не престиж, а рабочая лошадка»
Супруги Михаил Сильвестрович и Зоя Леонтьевна в далеких 80-х четыре года отработали на строительной организации в Ираке. А после возвращения на родину в 1988 году за чеки купили «Волгу» ГАЗ-2410 — прямо с завода в Москве. Для тех времен черная «Волга» была символом достатка и престижа.
— Может, для кого-то «Волга» и была крутой машиной, а для нас она была рабочей лошадкой. Хотя в родительской деревне, куда мы ездили каждые выходные, было всего две машины: соседский «Запорожец» да наша «Волга». Она, конечно, на тот момент считалась роскошью, — рассказывает Зоя Леонтьевна.
Двумя семьями — четверо взрослых и столько же детей — на черной «Волге» они отправлялись за 150 км от столицы к родителям.
— Проезжаем возле постов ГАИ, дети прячутся внизу, чтобы нас не оштрафовали, — смеется, вспоминая прошлое, женщина. — Но обратно мы едем еще интереснее: помимо восьми человек, мы нагружали машину овощами, фруктами и ехали.
Когда супруги строили дачу, перевозили на своей «железной лошадке» песок, цемент: ехали по бездорожью, машина утопала в грязи до самых арок, да так, что ее мог вытащить только трактор, но «Волга» бодро ездит до сих пор.
— «Волга» наша крепкая, сильная и вместительная. Новые машины уже совсем другого качества, они бы столько не выдержали.
Хозяин «Волги» — Михаил Сильвестрович сам по профессии водитель и в технической части разбирается, а потому все ремонты своей машины делал сам. Даже сейчас, спустя 28 лет после выпуска, машина хорошо заводится, все узлы и детали в рабочем состоянии, и техосмотр пройден. Но вот по кузову есть вопросы: в некоторых местах коррозия до дыр «проела» авто.
— Делать кузов и красить машину не планируем — будем ездить как есть. Такое состояние машины, как сейчас, для нас сгодится. Еще пару лет назад «Волгу» у нас хотели купить, но деньги давали небольшие — около 1000 долларов, потому не продали. А сейчас и этой суммы за нее не выручишь. Поэтому решили: пока бегает — будем ездить. А станет — так тому и быть.
Ездят супруги на машине чаще всего только в дачный сезон. Но иногда Михаил Сильвестрович выезжает на «Волге» и зимой. Для этого специально купил зимние колеса и перед холодным сезоном «переобувается» в обязательном порядке. Но хозяева признаются, что ездить на машине — дорогое удовольствие, особенно учитывая «прожорливость» авто — 10 литров на 100 км.
- Муж мой хороший водитель, очень спокойный, правила никогда не нарушает, — хвалит супруга Зоя Леонтьевна. — Ему 72 года уже, конечно, зрение уже не то, потому обычно он занимает какой-то ряд на дороге и тихонько по нему едет, машины не обгоняет.
Женщина признается, что с хамством на дороге им сталкиваться приходилось — и подрезали их, и сигналили, бывает, что и «учителей» встречали.
— Люди нервные какие-то стали. Но муж на выпады других водителей не реагирует и не нервничает, если надо, притормозит, а потом так же тихонько дальше поедет. Нам спешить некуда.
«Раньше не продал „жигуль“ за 15 тысяч и сейчас не продам»
Свои «жигули» Владимир Петрович купил за «потные» деньги, заработанные в Йемене, где он работал два года инженером-гидротехником.
— Вернулся я в Беларусь из Йемена в 1986 году. Думал два года: покупать ли что-нибудь на полученные за работу чеки или еще поднакопить? А потом начали ходить слухи, что чеки наши могут заморозить или поменять на рубли, и я решил, что их надо как-то использовать.
О покупке машины Владимир Петрович задумывался давно. А тут один коммерсант предложил купить у него новенький ВАЗ 21 063 1989 года выпуска, пробег у которого был всего 300 км.
— Этому коммерсанту хотелось «жигуль» на «Волгу» сменить. А без очереди «Волгу» можно было купить только за чеки, которые у меня как раз и были. Так что, решил я эту машину у него купить.
Тогда машины были большим дефицитом, и автовладельцу не один раз предлагали машину продать.
— Приедешь на рынок, и сразу кавказцы бегут и просят: «Продай машину, 15 тысяч даем». Это при том, что на рубли машина стоила 9 тысяч. Но продавать ее даже не думал, ведь за деньги ничего тогда купить было невозможно.
Хоть и беспокоился автомобилист, что купил машину с рук, но «жигули» его не подводили и служили исправно.
— За все время она у меня почти не ломалась, хотя мелкие ремонты, конечно, были. Сейчас проблемы возникают, лишь когда замеряют СО при техосмотре. Движок у машины старый, потому на холостых оборотах с СО все в норме, а как газку дашь — так и не вмещаемся в нормы. Регулирую, а потом снова на ТО приезжаю.
Хозяин признаётся, что особенно тщательно за машиной сейчас не следит: перед началом сезона проверит все узлы и механизмы, подкрасит эмалью колесные диски, чтобы были красивыми и без ржавчины, — и в дорогу. С кузовом проблем нет — он не ржавеет. За все время пришлось только один раз обработать краской из аэрозоля царапину на кузове, оставленную веткой.
Сейчас автомобилист ездит на машине очень редко: за год по столице катается не больше десяти раз. В основном его поездки ограничиваются маршрутом на дачу в Молодечненский район и обратно. Да еще редкие вылазки за продуктами в магазин, что недалеко от садового товарищества.
— В октябре поеду домой — надо шмотки отвезти, закатки, а последним рейсом — жену и собаку. А как дачный сезон закрою — поеду техосмотр делать.
Владимир Петрович говорит, что, несмотря на редкие поездки, его несколько раз останавливала ГАИ.
— С документами у меня всегда все в порядке. А вот как-то скорость превысил немного, и гаишник тут как тут, как из-под земли вырос. Правда, штраф выписал мне инспектор минимальный — пожалел пенсионера.
Вообще автомобилист на дорогах больших скоростей не любит, да и правила соблюдает.
— Хоть и водительская медсправка у меня есть, но все равно с возрастом реакция у человека притупляется. Напрягаться приходится за рулем. Потому на дороге я не маневрирую, а чаще еду в одном ряду. Хотя когда уже немного разъездишься и на трассе встречаешь такого же «дедка», как ты сам, то думаешь: «Вон, тащится еле-еле, ишь, выехал «подснежник».
В ГАИ Минской области рассказали, что пожилые водители на «подснежниках», которые выезжают на дорогу в дачный сезон, — не самая большая проблема, как это может показаться некоторым автомобилистам.
— Было несколько случаев, когда пожилым водителям становилось плохо в дороге. Врачи несколько раз диагностировали у автомобилистов остановку сердца и инфаркт. Но у всех водителей были справки, выданные медкомиссией, — рассказали в отделе агитации и пропаганды.
Но случаев, чтобы дедушка начинал лихачить или «учить» кого-то на дороге, в ГАИ не припоминают. Чаще такое поведение позволяют водители помоложе, а это может привести к ДТП.
— У всех есть пожилые родители и дедушки, которые еще ездят за рулем своих машин. Вы же не хотите, чтобы с ними на дороге происходили неприятные ситуации? Поэтому молодым водителям надо более внимательно и уважительно относиться к дедушкам за рулем. Не стоит опускаться до оскорблений и, конечно, не надо «учить» — такие выходки могут закончиться очень печально.
Наведите курсор на верхние круговые диаграммы, и ниже вы увидите данные о возрасте водителей и количестве ДТП, которые они совершили. Наведите курсор на графики возраста внизу, чтобы увидеть «вклад» виновных водителей выбранного возраста в количество ДТП и пострадавших.