Многовекторность Узбекистана может быть скорректирована
Каримов для всех был проблемным партнером, но и успел поработать и в качестве председательствующего ШОС, поспособствовав вовлечению в организацию таких ядерных «друзей», как Индия и Пакистан. Эту заслугу Каримова отметил и Путин…
Президент с тяжелым характером
По мере отдаления дат, когда на постсоветском пространстве появились президенты, на сегодняшний день все они все чаще декларируют свою многовекторную внешнюю политику с защитой суверенитета своей страны. Одни предпочли евроатлантический, а другие евразийский путь интеграции. А такие, к примеру, как Туркменистан вообще провозгласили политику абсолютного нейтралитета, что вообще не допускает прямого членства в тех или иных интеграционных образованиях.
Нечто подобного пытался придерживаться и президент Ислам Каримов – бессменно правивший единолично 25 лет 30-миллионым Узбекистаном, уступающим среди постсоветских государств по численности населения лишь России и Украине. И проявлениями самостоятельности, особых мнений в тех или иных вопросах, проблемах, первый президент Узбекистана заметно выделялся среди своих коллег по СНГ. Нередко они чувствовали на себе его обидчивость, жесткость и вообще очень тяжелый характер. А в Москве всегда признавали в нем проблемного партнера.
Таким Каримов был и для Минска, где до сих пор нет узбекского посольства. Недавний, для многих неожиданный, произошел переезд белорусского посла из Ташкента в Киев, где он теперь будет возглавлять дипмиссию. Правда, во время недавнего визита в Киев главы МИД Беларуси, рядом с ним находился уже уволенный посол Величко. Нового, как то видно, не было, что выглядело странно.
Так что, как представляется, в связи с уходом Каримова в мир иной, должны появиться вопросы и по поводу назначения нового посла Беларуси в Узбекистане. Ведь в остальных странах региона Центральная Азия послы из многовекторного Минска работают, озадаченные разной дальности дугами своей политики.
Ташкент и ШОС
Уже мало кто и вспоминает, как, корректируя свою многовекторную политику, Узбекистан умудрился неоднократно побывать членом пророссийской ОДКБ и проамериканской ГУАМ (региональная Организация за демократию и экономическое развитие). Сегодня ни там, ни там Узбекистана нет, хотя Каримов был инициатором подписания Ташкентского договора – щита от угрозы исламистского экстремизма. Как известно, затем он превратился в ОДКБ, с двумя членами которой – Кыргызстаном и Таджикистаном – у Ташкента отношения тяжелые и взрывоопасные. Причина - межэтнические противоречия и распри из-за использования водных ресурсов.
Следует также напомнить, что узбекский правитель не дал себя соблазнить и вступлением в Евразийский экономический союз. Каримов вообще не воспринимал и отвергал участие в любых союзах с наднациональными структурами. Правда, это не касается Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где Каримов успел поработать и в качестве председательствующего, поспособствовав вовлечению в ШОС таких ядерных «друзей», как Индия и Пакистан. Эту заслугу Каримова отметил и Путин во время последнего саммита ШОС в Ташкенте. Ясно, что без одобрения Китая, коим внешнеполитическим инструментом считается ШОС, такое расширение было бы невозможно. Как и появление в качестве наблюдателя Беларуси в ШОС, к чему Каримов относился очень прохладно.
И тут уместным будет отметить событие, которое произошло буквально накануне траурной церемонии в Самарканде.
27 августа была введена в эксплуатацию электрифицированная железнодорожная ветка через тоннель в горах, соединив центр с Ферганской долиной. Ранее, чтобы попасть из одной части страны в другую, приходилось проезжать Таджикистан, а это нередко сопровождалось проблемами. Кроме того, новая дорога станет важнейшим звеном международного транзитного коридора Китай – Центральная Азия – Европа.
По мнению ряда экспертов, за счет этой железной дороги власти Узбекистана в любой момент могут перебросить большое количество живой силы в Ферганскую долину для устранения проблем как внутренних, так и с соседями. И это повышает устойчивость политического режима Узбекистана, еще больше укрепив его связи с Пекином.
Родной Самарканд
Говоря о родном Исламу Каримову Самарканде, следует отметить еще одно важное наследие первого президента Узбекистана. В прошлом году с его прямым участием прошел в этом городе первый форум в формате «5+1» с участием глав внешнеполитических ведомств пяти центральноазиатских республик бывшего СССР и США. Там выступил президент Каримов, задав новый формат сотрудничества в различных сферах. В этом году, уже в таком формате заседали в Вашингтоне, на что в Москве и Пекине не могли не обратить особого внимания. А уж после ухода Каримова и вовсе возбудить различные тревоги.
Как отмечают различные эксперты, сегодня евразийское постимперское пространство все еще формируется. А в Белом Доме за этим сложным процессом наблюдает пока еще президент Обама. А будут скоро оценивать и принимать решения другие президенты в США и Узбекистане, многовекторность которого не стоит абсолютизировать.
Специально для БДГ