Тбилисский "Президент-отель" проектировали в Бресте
В центре столицы Грузии возвышается фешенебельный отель Rixos Tbilisi. В конце года он примет первых постояльцев, но еще год назад стройка стояла — не было найдено технического решения возведения верхних пяти этажей отеля в виде сферического купола из стекла. Проблему решили брестчане — специалисты проектного бюро «Передовые строительные технологии» (руководитель Анатолий Кочуровский) в партнерстве с ООО «Десять мастеров» (директор Виктор Гершенюк), пишет «Вечерний Брест».
ВИП-отель в центре Тбилиси
Идею построить отель, имеющий возможность принять самых высоких гостей, например, президентов США или России, королеву Великобритании или канцлера ФРГ, высказал Михаил Саакашвили, в то время занимающий пост президента Грузии. Место для отеля было выбрано просто шикарное — в так называемом музейном квартале, на участке улицы Гудиашвили, буквально в 20 метрах от проспекта Шота Руставели.
Арбат в Москве, Крещатик в Киеве, Пикадилли в Лондоне, проспект Шота Руставели в Тбилиси… Можно представить, чего стоит на этих всемирно известных, знаковых улицах столиц государств построить новое здание. Был объявлен конкурс, победителем стал международный консорциум, в который вошли грузинская компания Citi M (одна треть инвестиций) и грузино-израильская бизнес-палата (2/3 инвестиций). На сегодняшний день в строительство и обустройство нового здания вложено почти 50 миллионов долларов.
Авторы проекта удачно «вписали» гостиницу в «старый» Тбилиси. Все старые здания были не снесены, а отреставрированы. На первом этаже отеля будут располагаться главные экспозиционные залы Национального музея Грузии. Его директор Давид Лоркипанидзе буквально месяц назад отметил: «Это место, где несколько лет назад стояли дома барачного типа. Благодаря инвесторам проект стал выгодным и для бизнеса, и для государства. Это будет самым привлекательным местом для туристов и вообще для лиц, интересующихся историей нашей страны».
Увы, оставался нерешенным вопрос, как воплотить в реальность концепцию архитекторов с пятиэтажным стеклянным элементом. Его решили брестчане.
Шар над городом
Не нужно думать, что архитектор, предлагая то или иное решение, витает в облаках. Конечно, разрабатывая проект на международный конкурс, он рассчитывает на награду — и престижные призы у брестских архитекторов были, есть и будут. К сожалению, большинство разработок оставались на ватмане. Но в случае с «Гранд-отелем» в Тбилиси получилось все иначе.
Международная команда архитекторов тбилисского «Гранд-отеля» (первоначальное название) разработала отличный проект, устроивший и заказчика, и руководство компании Rixos Hotels, и общественные организации, радеющие за сохранение исторического облика «старого» Тбилиси. Пять первых этажей отеля представляют собой практически прямоугольное здание. Верхние пять этажей — стеклянный шар. С первыми пятью этажами строители справились. Правда, не обошлось без трудностей.
Вот что заявил глава грузино-израильской бизнес-палаты Ицик Моше:
«Огромное внимание уделяется внешнему облику здания и материалам, которыми будет выложен его фасад, так как отель строится в исторической части города. Проведено уже более десяти тестирований для отбора облицовочных материалов… На этот раз испытывается испанский камень, который очень гармонирует с исторической застройкой Тбилиси».
А вот со стеклянным шаром возникли нешуточные проблемы. На бумаге все было красиво, но как задумку реализовать на практике?
Ноу-хау от брестчан
Руководитель брестского проектного бюро «Передовые строительные технологии» Анатолий Кочуровский убежден:
«Конструкция — неотъемлемая часть архитектуры, без которой она не может существовать. Иногда конструкции воспринимаются лишь как вспомогательный инструмент, техническая сторона архитектуры, не выводимая на первый план. Но возможна и другая ситуация, когда инновационные конструктивные решения неотделимы от архитектуры и подчеркивают паритетный сплав двух дисциплин. При таком тесном сотрудничестве архитекторов и инженеров обе стороны становятся полноправными соавторами проекта».
Другими словами, мало нарисовать красивую картинку, надо ее технически решить.
Анатолий Качуровский считает, что на возглавляемую им организацию заказчики обратили внимание благодаря интернету:
«Мы всегда размещаем в Сети предложения, новые разработки нашего коллектива. Сидеть и жаловаться на то, что на тебя не обращают внимания потенциальные заказчики, — просто глупость. У нас были наработки в этой сфере. На нас вышел подрядчик по монтажу металлоконструкций и стеклянной оболочки купола отеля фирма LG GLASS LTD (Тбилиси). Предложили свою разработку. А затем началась почти детективная история».
Был объявлен тендер, в котором участвовали представители многих стран. Задача была весьма сложной — разработать несущие стальные конструкции однослойной сетчатой оболочки высокой изгибной жесткости для стеклянной сферы диаметром 26 метров. Брестчане подготовили работающий макет, главной изюминкой которого являлся узел, помещенный в небольшую сферу. Выбор делали все без исключения авторы архитектурного проекта, при этом решение не могло быть принято большинством голосов, а только единогласно. Предварительно остановились на предложении брестчан, но попросили рассказать, что внутри «шара», на котором крепятся элементы конструкции. На что Анатолий Кочуровский вежливо ответил, что это ноу-хау возглавляемой им фирмы.
Новые вершины
Подрядчик, грузинская фирма (директор Малхаз Ростиашвили), попросил изготовить образец в металле. Изготовили на брестском ООО «Десять мастеров» и отправили в Грузию. Причем все элементы конструкции изготавливались с минимально разрешенными отклонениями от требуемых размеров (не более одного миллиметра на каждом соединении). Брестчане придумали схему, как собрать детали по подобию конструктора «Лего». Рассчитали, что сборка каждого узла займет три дня.
Как рассказывает Анатолий Кочуровский, все причастные к проекту очень волновались после отправки груза: и водитель впервые едет по назначенному маршруту, и неизвестно, как там, в Грузии, соберут конструкцию. Анатолий Иванович вспоминает: «Вечером позвонил водитель — груз доставлен. Через сутки звонит Малхаз Ростиашвили: „Дорогой, ты мое письмо прочитал?“. Я, честно говоря, даже занервничал, вдруг что-то не так. А оказывается, они нашу конструкцию собрали не за трое, а за одни сутки».
Из Тбилиси Анатолий Кочуровский уже возвратился — конструкция, придуманная и изготовленная в Бресте, соединилась на «макушке» купола элитной гостиницы. Брестчан не только пригласили на открытие отеля, но и разработать конструкцию одной из станций тбилисского метро.