Новый мир: есть ли в нем место нам?
фото: vedomosti.ru
Считается, что к 2030–2040 гг. настольный компьютер сравняется по производительности с производительностью человеческого мозга. Значит ли это, что прогнозы по поводу «смерти» многих профессий оправданны и компьютеры создадут много «лишних» людей?
«Ведомости» приводят мнение основателя ABBYY Давида Яна о рисках и возможностях развития искусственного интеллекта.
В мире первые робкие шаги в области искусственного интеллекта – технологий, которые думают и принимают решения, как человек, – были сделаны еще в середине XX в. Сегодня ИИ представлен в самых разных проявлениях: камеры фиксации скорости, роботы-пылесосы, голосовые ассистенты, датчики беспилотных автомобилей, программы распознавания текста и голоса. The Associated Press уже составляет 3000 финансовых отчетов за квартал с помощью ИИ. По оценкам аналитиков, к 2025 г. роботы, выполняющие роль финансовых консультантов, будут управлять бюджетом в 7 трлн долларов. В мире ведется все больше разработок на базе нейросетей и глубокого машинного обучения.
Главную роль в прорывном развитии ИИ сыграли достижения в так называемом глубоком обучении (deep learning) глубоких нейронных сетей (deep neural networks) и в параллельных вычислениях. Начиная с 2010–2012 гг. глубокие нейронные сети развиваются с астрономической скоростью. Сотни научных статей публикуются ежедневно, решения, появившиеся шесть месяцев назад, уже считаются устаревшими.
Буквально каждый месяц мы слышим объявления о новых победах ИИ. Совсем недавно Google AlphaGo обыграл чемпиона мира в го – сложнейшую древнекитайскую настольную игру. Чат-боту в образе девушки Xiaoice от Microsoft 10 млн человек объяснились в любви, а позже Xiaoice была приглашена на утреннюю передачу на China’s Morning News.
Считается, что к 2030–2040 гг. настольный компьютер сравняется по производительности с производительностью человеческого мозга. Будет достигнута точка сингулярности, когда компьютер станет умнее человека, а, значит, начнет совершенствовать себя же быстрее и лучше, чем это делает человек.
Вопрос, который уже беспокоит многих: а нужен ли будет человек, когда ИИ научится выполнять все больше задач и захватит многие профессии? По мнению ученых из Оксфорда, около 47% рабочих мест в США находятся в зоне риска и есть все шансы, что к 2025 г. они будут полностью заменены технологиями. Экономисты Белого дома прогнозируют, что ИИ встанет на место всех работников с зарплатой ниже 20 долларов в час. Получается, что без работы останутся 350 млн сотрудников, которые трудятся на производстве или складах. Это те сферы, где ИИ легко заменяет человека и делает его работу эффективнее и гораздо дешевле. На товарных складах Amazon уже сейчас работают 30 000 роботов, экономя и время, и деньги компании.
Американский банк Merrill Lynch прогнозирует, что в течение 10 лет ежегодный экономический эффект от внедрения ИИ составит 14–33 трлн долларов. По данным банка, внедрение роботов и ИИ может повысить производительность на 30% во многих отраслях промышленности при сокращении затрат на оплату труда на 18–33%.
Сегодня над созданием более совершенных машин и технологий ИИ работают сотни тысяч инженеров в мире. В Кремниевой долине наблюдается совершенно беспрецедентный интерес инвесторов к этим технологиям и всему, что с ними связано. Во II квартале 2016 г. доля инвестиций в ИИ увеличилась по сравнению с другими крупнейшими областями (например, цифровой медициной). К июню 2016 г. более 200 компаний, сфокусированных на ИИ, привлекли более 1,5 млрд долларов. Число инвестиционных сделок с такими стартапами за последние несколько лет выросло с 70 в 2011 г. до 400 в 2015 г.
Устойчивость этой отрасли связана с тем, что технологии ИИ стимулируют к созданию огромного числа абсолютно новых продуктов и ниш.
Так стоит ли опасаться того, что менее чем через 10 лет почти половина из нас останется без работы? Не думаю. Если бы 150 лет назад аналитики посмотрели, какие технологии будут использоваться в начале XXI в., они бы тоже решили, что в 2010-х гг. ни у кого из нас не станет никакой работы. Но мы-то знаем, что это не так.
Даже если машины берут на себя некоторые функции человека, спрос на человеческий труд все равно остается. Так, в 1980-х гг. в США активно внедрялись сканеры штрихкодов и POS-системы. Это снизило затраты на оплату труда в магазинах, но кассиры никуда не пропали. В 1980–2013 гг. их занятость все равно росла в среднем более чем на 2%.
Сохраняется огромный разрыв между тем, что умеют люди, и тем, что умеют роботы и ИИ. Сравнительно легко автоматизировать обыденную работу, но есть много нестандартных задач, справиться с которыми машинам сложно
.Например, это ручная работа, которая кажется простой для человека, но оказывается непосильной для машины. Это явление известно как парадокс Моравека. Чтобы сложить полотенце, человеку нужно несколько секунд. В 2010 г. роботу на выполнение этого задания требовалось почти 25 минут. Повара, садовники, сантехники, столяры, стоматологи в ближайшее время точно не будут заменены машинами. Все эти профессии связаны с сенсомоторной работой, многие из них также требуют навыков генерации идей, распознавания образов в больших объемах и построения сложных связей.
ИИ сложно выполнять ту работу, где важно выстраивать межличностные отношения. У машин слабые социальные навыки. Они не смогут выполнять задачи, связанные со взаимодействием с человеком, такие как, например, мотивация, психологическая поддержка, забота. Продавцов, менеджеров и предпринимателей, медсестер, воспитателей в детских садах тоже непросто заменить машиной.
Человека всегда отличала способность мыслить творчески, этому вряд ли можно научить машину. Технологии постепенно забирают на себя рутинные задачи, а мы продолжим думать о вечном, писать стихи и мыслить. И цифровые технологии во многом дополняют, а не заменяют творчество. По словам экономиста из MIT Эрика Бринйолфссона, одного из авторов книги The Second Machine Age, сейчас лучшее время для творческих людей, которые создают что-то новое: песни, видео, сервисы или программное обеспечение. Да, развитие искусственного интеллекта ведет к автоматизации и сокращению человеческих ресурсов при решении рутинных задач. Однако прогресс в этой области не только сокращает рабочие места, но и создает новые, равно как и все новейшие технологии. Они открывают рынки, которые раньше нельзя было и представить.
Министерство труда США прогнозирует, что к 2020 г. появится 1,2 млн новых рабочих мест, связанных только с компьютерными технологиями. А Harvard Business Review назвали data scientist самой востребованной и привлекательной профессией XXI в.
Помимо профильных профессий появятся новые рабочие места и в технологической экосистеме: адвокат по робоэтике, дизайнер человеческого тела, инженер по восстановлению естественной среды, космический гид и др. Уже сейчас есть не только учителя, обучающие людей навыкам программирования и разработки, но и те, кто учит этому машины. Причем такие тренеры появятся почти во всех отраслях: юриспруденции, здравоохранении и т. д. Чтобы ИИ смог выполнять работу за человека, недостаточно только обучить машину. Необходимо описать все процессы новой организации труда. И качественно это сделать смогут только те люди, чью работу впоследствии возьмут на себя роботы.
По данным аналитиков Глобального института McKinsey (MGI), благодаря достижениям в области ИИ общество в ближайшее время будет меняться в 10 раз быстрее и в 300 раз масштабнее. И это дает безграничные возможности для создания новых продуктов, сервисов, бизнесов и перераспределения рабочих мест, ведь для людей появятся новые задачи. Мы живем в интересное время! Нам просто нужно адаптироваться к современности, осваивать новые, более востребованные профессии и учиться ключевым компетенциям, которые ни один робот или алгоритм не сможет заменить.
И главное, несмотря на все технологические прорывы, человек всегда останется человеком. Наша главная роль – продолжать собственное ДНК.