Лирические барышни и стервозные злодейки: какие киногероини вдохновляют белорусок
Киногероини воплощают в себе то, что таится в любой из женщин. Мы многому у них учимся и многое понимаем, когда видим, как мы и наши поступки могут выглядеть со стороны. Благодаря киногероиням нам есть на кого равняться и за счет кого четко очертить для себя рамки: «а вот так я точно никогда не сделаю». Нам есть с кем разделить боль от жизненных перипетий, понять, что мы «не одни такие», и воодушевиться тем, как девушки в кино справляются с теми трудностями, которые бы многих из нас заставили поставить на себе крест. И пусть в кино — все обман, но зато какая психотерапия!..
Мы спросили у наших читательниц разного возраста и с разным жизненным опытом, какие киногероини их вдохновляют и почему.
Лирическая барышня
Анастасия Ягужинская («Гардемарины, вперед!») и Констанция Бонасье («Д'Артаньян и три мушкетера»)
Татьяна, 34 года:
«Мои любимые киногероини — натуры светлые, романтичные, возвышенные. За свою жизнь я успела пересмотреть и «Мушкетеров», и «Гардемаринов» раз по сто, и, наверное, посмотрю еще столько же. Меня завораживает сама атмосфера той эпохи, все эти женственные наряды, шикарные балы, невероятное отношение к женщине. Хотя думается, что дело даже не в эпохе, а в самих героинях — Анастасии Ягужинской и Констанции Бонасье. Они каким-то образом умели поставить себя так, что мужчины с ума по ним сходили, обожествляли их, возносили на пьедестал, готовы были ради них свернуть горы и бросить все к их ногам. Ради одного только взгляда.
Мне кажется, сейчас такое отношение к девушке практически не встретишь. И в этом виноваты мы сами. Слишком быстро мы даем понять мужчинам свою к ним благосклонность, знакомимся и звоним им сами, перестаем быть загадочными и недоступными. В итоге многие из нас остаются у разбитого корыта. Потому что отдаем противоположному полу буквально все, что только можем, кроме одного — возможности постоянно нас завоевывать. И этому, я считаю, стоит поучиться у Анастасии и Констанции.
А еще — искусству всегда хорошо выглядеть, быть женственными, романтичными и ни при каких обстоятельствах не терять чувства собственного достоинства".
Цитата:
Анастасия Ягужинская: «Вы богаты и у вас много душ?»
Шевалье Де Брильи: «Я богат, но душа у меня одна. И она принадлежит вам».
Злодейка
Беллатриса Лестрейндж («Гарри Поттер») и Харли Квинн («Отряд самоубийц»)
Ольга, 23 года:
«Плохие девчонки» легко завоевывают аудиторию. Смотреть на доброго, милого и до тошноты правильного героя невыносимо скучно. Ты же понимаешь, что в жизни таких слащаво-прекрасных людей не бывает, которые и собой хороши, и одной пулей убивают 20 человек, и — ах! — еще и спонсируют питомник бездомных животных. Именно поэтому я отдаю предпочтение антигероям обоих полов. В нашем случае отрицательным киногероиням. Киношные ведьмы, маньячки, серийные убийцы и психопатки всех мастей и возрастов завораживают меня. Почему? Потому что отрицательных героинь режиссеры рисуют такими яркими красками, что порой плохиши затмевают своим крутым образом героинь со стороны добра.
Такие опасные дамочки всегда динамично выглядят на экране, за ними интересно наблюдать, и все потому, что зло непредсказуемо. И в этом таится сладость так называемого запретного плода. У меня нет единственной любимой отрицательной героини как таковой, но есть несколько въевшихся в память ролей. Прекрасная Хелена Бонэм Картер и ее Беллатриса Лестрейндж. Бессовестная, кровожадная и истеричная, но сильная и верная своему выбору, она навсегда осталась с Волан-де-Мортом. Вспоминается и Королева Червей этой британской актрисы в «Алисе в стране чудес», безумная злодейка, чью фразу: «Голову с плеч!» — можно иногда использовать в своем арсенале.
В свете последних событий в мире кинематографа у меня появилась и новая фаворитка — Харли Квинн в исполнении Марго Робби. Даже, скорее, Марго Робби и ее Харли Квинн. Сексуальная психопатка, суперзлодейка и Королева психа всех времен и народов Джокера, убивает людей и других монстров с чарующе-невинной улыбкой на губах. Напроситься на поцелуй ее биты или кувалды рискнет только взвод спецназа. Она гипнотизирующе безумна. Поэтому на Марго Робби мне хочется смотреть не переставая".
Сильная женщина
Катерина Тихомирова («Москва слезам не верит»)
Наталья, 46 лет:
«Когда на экраны вышел фильм «Москва слезам не верит», я была еще школьницей. И, казалось бы, что я там понимала, но влюбилась в его героинь, и особенно — в главную, навсегда и безоговорочно.
Катя Тихомирова — это своего рода Золушка советского пошиба. Это та же самая история про «из грязи — в князи», вот только с оговорочкой, что к Кате не прилетала фея-крестная, и ее прописка в Москве, высшее образование, должность директора завода, прекрасная дочь — все явилось результатом ее собственных трудов и невероятной силы духа. И разве что припозднившееся личное счастье стало эдаким чудом и удачным стечением обстоятельств. Хотя не будь у Катерины всех тех качеств и достоинств, которыми она успела обзавестись к своим сорока годам, то не было бы, возможно, и этой внезапной взаимной любви. Так что и тут где-то — личная Катина заслуга.
Я с детства, как и моя любимая героиня, стараюсь быть сильной, никогда не пасовать перед трудностями. Знаю наверняка, что если где-то оступилась или не повезло, главное — не терять веры в себя, не опускать руки. Работать, развиваться, самосовершенствоваться всесторонне, не распуская нюни. И все будет, все придет.
Ну и, конечно, очень часто цитирую Тихомирову, как и других героинь «Москвы». Этот фильм — из тех, который целиком можно разбирать на цитаты. А любимая, конечно, — о том, что «в сорок лет жизнь еще только начинается!»
Милашка
Лу Кларк («До встречи с тобой»)
Нелли, 17 лет:
«Совсем недавно, в июле, я посмотрела фильм «До встречи с тобой». Смотрела с интересом. И чем больше я наблюдала за героиней, тем больше она мне кого-то напоминала. Я никак не могла понять — кого?! Но… Это же практически я!
У главной героини Лу Кларк характер очень похож на мой, она добрая, готова прийти в трудную минуту на помощь человеку, поддержать его. Так интересно, Лу знает, сколько шагов от автобусной остановки до ее дома, а я знаю, сколько шагов от моего дома до библиотеки.
Она очень позитивный, светлый, отзывчивый человек.
Да и ее стиль в одежде мне нравится: яркие краски, смелые сочетания, интересный подход к выбору нарядов. Вот здесь наши похожести не совпадают, но мне бы хотелось быть таким же смелым человеком в выборе одежды, как Лу Кларк.
Цитата:
«Из собственного опыта знаю, что нет такой беды, которой не поможет чашечка хорошего чая».
Стерва
Ася (сериал «Измены»)
Ксения, 24 года:
«Главная героиня нашумевшего сериала «Измены» Ася — это образ, воплотивший в себе всю суть понятия «русская баба». Не в негативном критикующем смысле, а с интонацией силы и гордого духа женщины в нашем социуме.
Это женщина № 1 для меня. В ней есть всё: не каждому понятная красота, юмор, понимание смысла жизни, усталость от быта и повседневности, желание получить максимум. Это в каком-то смысле я. Она более взрослая, но, чувствую, так всё и будет!..
Сценаристы собрали в Асе целый букет женских качеств, которые сводят с ума мужчин, а женщин заставляют подражать ей. Разумеется, не все поймут эту героиню, более того, найдется и тот, кто назовет каким-нибудь нецензурным словом, а то и парочкой слов. Но я восхищаюсь этой энергией, которая, как танк — от нее ни спрятаться, ни скрыться.
Успешная в своем деле, сильная, смелая, временами жесткая, решительная, но уставшая от повседневности, она ищет свое счастье, раскрывая перед зрителем свою жизненную философию посредством конкретных действий и наполненных юмором и пугающей жизненной правдой диалогов.
У неё есть спокойствие и адекватная реакция на все происходящее. Без истерик, без скандалов. Есть проблема — есть решение. Женская мудрость, идущая в ногу со временем.
Так что, кто не смотрел сериал — посмотрите обязательно. Это своего рода «Sex in the city», только на русский манер. Может, и для вас этот персонаж в чем-то станет примером и поможет посмотреть на ряд бытовых проблем с другой стороны".
Цитата:
— Аська, я прям чувствую, что он мне изменил!
— Даша, это бабское. Максимум, что мы чувствуем, что нам жмут туфли, а остальные мы додумываем.
Комментарий психолога:
Надежда Гришина, психолог, арт-терапевт, ведущая тренингов в «Центре успешных отношений»:
— Слова Нелли как нельзя лучше отражают причину, по которой некоторые киногероини вызывают в нас очень сильную симпатию: «Да ведь это же практически я!». Когда мы смотрим фильм, то есть наблюдаем, как та или иная героиня переживает драму и стресс, мы невольно прикидываем — а как бы поступила на её месте я?
Киногероини, которые становятся нашими любимицами, — это те, в которых мы находим чувства, стратегии поведения, ценности, отношение к жизни, похожие на наши собственные. И мы получаем с экрана подтверждение, что так, как мы, поступают и чувствуют ещё и другие люди, а значит — мы не одиноки. Мы идентифицируем себя с героиней и проживаем весь сюжет фильма вместе с ней. Чем лучше у нас получается отождествиться, тем ярче пережитые во время фильма эмоции. И если нам в нашей реальной жизни негде получить такие эмоции, а потребность в них есть — то фильм хочется пересматривать снова и снова.
То, что любимой киногероиней становятся для разных людей очень разные персонажи, отражает тот факт, что по внутреннему узору характера люди очень разные. И ещё — что стратегий преодоления трудностей в реальности очень много, потому что каждый фильм, в основном, это история о том, как была разрешена та или иная проблемная ситуация. В этом смысле фильмы — это резервуары для хранения и передачи человеческого опыта, в основном позитивного. У каждого из нас тоже есть какой-то жизненный опыт и наработаны стратегии преодоления трудностей. Те героини, чьи стратегии нам не особенно близки, которыми мы не пользуемся, оставляют нас равнодушными. А вот те, кто действует и мыслит так же, как мы — вызывают сильные чувства, как от встречи с родственной душой. Поэтому любимая киногероиня — это ещё и способ диагностики, способ узнать и понять другого человека. Есть такая поговорка: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». Сходным образом можно сказать: «Скажи мне, кто твоя любимая киногероиня — и это мне многое о тебе расскажет».
Поскольку мы говорим о женских персонажах, то так же тут затронута и тема женственности, то есть стратегий, которыми пользуются по жизни именно женщины. Жизненный путь женщины, её природа — это явление сложное и многогранное, и женская сила — это понятие не однозначное, а распадающееся на несколько основных аспектов. И если какой-то из них наиболее характерен и близок какой-то из наших читательниц, то ей будет нравиться та героиня, в которой проявлен именно этот аспект. Любимая киногероиня воплощает наши ценности, то есть то, что мы считаем в жизни важным, сущностным, правильным, то, что придаёт жизни смысл, а нам дает возможность уважать и положительно воспринимать самих себя. Киногероиня становится образом, на который мы «надеваем» образ своего «идеального я», то есть человека, которым бы мы хотели быть, если бы всё в нашей жизни складывалось идеально и у нас были неограниченные возможности.
Образы Анастасии и Констанции из «Гардемаринов» и «Мушкетёров» отражают такой аспект женской силы, как способность вдохновлять мужчину на подвиги, служить ему путеводной звездой на нелёгком пути к цели. Хотя обе эти героини относятся к эпохе, когда строение социума и место женщины в нём были иными, чем сегодня, тем не менее природа женской и мужской психики не меняется со временем. Меняются только условия, в которых люди формируются и могут проявлять себя. Потенциально мы, женщины, и сегодня обладаем способностью пробуждать в мужчинах их самые лучшие качества: благородство, мужество, щедрость, настойчивость, целеустремлённость. Почему этого не происходит — это отдельная большая тема, но и так видно, что наши лирические героини тоже не были просты. Они обладали чётким ощущением собственного достоинства, высокими ценностями, душевной наполненностью, а ведь эти качества тоже не берутся из ниоткуда, а требуют определённых условий для формирования. Те из нас, кто ценит в своей женской природе именно эти черты (или кто догадывается, что ей очень сильно не хватает именно таких внутренних качеств), будет «западать» на лирических барышень и исторические мелодрамы.
Однако, как уже говорилось, женская сила — это феномен многоплановый. Героиня фильма «До встречи с тобой» Лу Кларк сильна совсем по-другому. Её шарм — это сила девочки, обладающей очаровательной детской непосредственностью, эмоциональной открытостью, добрым сердцем, отзывчивостью, игривостью и отличнейшим чувством юмора. При этом она умеет быть твёрдой и в нужный момент отстоять своё достоинство. Силой своего горячего сердца она возвращает к эмоциональной жизни озлобившегося и потерявшего контакт с миром мужчину, и вызывает в нём желание облагодетельствовать её. Это — сила невинности, слабости и доброты. Лу Кларк владела этой неуловимой и невидимой силой. Те из нас, в ком живёт такая же милая, добрая девчушка, отзовутся на этот фильм сильными переживаниями и симпатией к героине.
Ещё один аспект женской природы проявляется для нас в образе Аси из сериала «Измены». Её магия — в способности вызывать в мужчинах желание обладать ею, пробуждать в них инстинкт охотника.
(Собственно, в этом же состоит и её проблема, поскольку желающие обладать ею начинают конфликтовать друг с другом.)
Ася — воплощение соблазнительной женской сексуальности. Причем она несет в себе скрытую сексуальную энергию всё время — она в её голосе, интонациях, жестах, взглядах. Она всё время, как пружина — энергичная, смелая, неудержимая.
«Я просто секс люблю» — отвечает она на вопрос о том, как её угораздило попасть в такую сложную заваруху. И в этой раскованности и есть её притягательность — в противоположность гламурной классической ухоженности. Ася не пытается быть «хорошей девочкой», она чувствует себя свободной, и это завораживает. Но и голова на плечах у неё тоже есть, иначе из такой перипетии сухим из воды не выберешься. Энергия женской сексуальности — это огромная сила, но большинство женщин приучено подавлять её, прятать, держать «на цепи», потому что это «стыдно». И тогда очень сложно быть раскованной, «простой», самой собой. Образ Аси притягателен для тех, кто ценит в себе такую же непосредственность или же желает её приобрести и наработать.
Катя Тихомирова из «Москвы» — это воплощение самодостаточности, независимости от мужчин и веры в себя. В этом смысле природа её силы скорее не женская, а мужская. Её сильные стороны — работоспособность, сила воли, организованность, способность к управлению, чёткость, дисциплина — это классические качества, считающиеся в гендерной психологии мужскими. А женское счастье приходит к Кате как своеобразная награда за все эти «мужские» достижения. И в этом есть глубокая правда, состоящая в том, что инфантильная, беспомощная женщина, остающаяся в душе ребёнком, не может стать достойной спутницей сильного, успешного мужчины. Однако одних только мужских компетенций для создания семейного очага тоже мало. Нужны женские. Фильм заканчивается на идее «и жили они долго и счастливо», но так же, как и после окончания «Золушки», у людей проницательных будут вопросы, насколько молодожёны уживутся. Обычно мужчине некомфортно жить в отношениях с женщиной, превосходящей его по успешности и достижениям. У такой женщины не сформированы навыки конструктивного общения с мужчиной, где он мог бы чувствовать себя важным и значимым. В советские времена не было понятия, как использовать женскую слабость в качестве силы. Женщина, скорее, решит все свои проблемы сама, оставляя мужчину с чувством собственной ненужности. А потом будет задаваться вопросом, почему никто не помогает ей разделить её тяжкую ношу.
Что касается ведьм и злодеек — они действительно обладают неоспоримой притягательностью, потому что обладают силой. Сила сама по себе безлична, это просто энергия, а уж куда направить её — на разрушение или созидание — решает обладатель этой силы. Сила злодеек - разрушительная, но она тоже является частью мироздания и нашей человеческой природы. А в природе нет ничего бессмысленного и ненужного. В Юнгианской психологии есть понятие архетипа Тени, то есть всех тех качеств, способностей и желаний, которые несовместимы с нашим образом себя как «хорошего человека» и которые под влиянием социума мы приучаемся подавлять и прятать от самого себя. Там оказываются наши разрушительные импульсы, агрессивные порывы, неодобряемые моралью желания, неприглядные воспоминания, и так образуется темная фигура внутри нас. Однако сколько у неё силы! Любительницы темных образов — это те женщины, которые не боятся своей Тени, не стремятся быть «хорошими» для других и не стыдятся пользоваться своим агрессивным началом для получения от жизни того, чего они хотят. Восхищение такими фигурами может также происходить от нехватки способности отстаивать себя, отказывать, быть неудобной. От желания отождествиться с силой и почувствовать свободу от бесконечных социальных требований и правил.
В то же время, с точки зрения психолога, интересно бы спросить любительницу тёмных героинь, не вызывают ли при этом светлые женские образы отторжение и отрицательные эмоции? Ольга говорит о скуке и тошноте от образов слащаво-прекрасных людей, и это может быть симптомом, отражающим её текущее убеждение, что получить от жизни то, что хочется, можно только путём агрессии и разрушения. Должно быть, есть какая-то причина, по которой идёт обесценивание светлых и позитивных образов с их силами и ресурсами. Возможно, это связано с ситуацией в родительской семье и личным кризисом девушки. И в этом смысле киногероини, вызывающие в нас раздражение, неприязнь и скуку точно так же многое говорят о нашем внутреннем мире, как и те, кого мы любим.
Иметь любимую киногероиню — это замечательно. Переживая за неё, мы учимся эмпатии, получаем подтверждение своим ценностям и имеем модель для подражания. Хороший способ поисследовать себя с помощью любимого персонажа — написать на листике в 2 колонки 5 сильных и 5 слабых сторон этой героини. Если потом вы попробуете провести какие-то параллели со своей собственной жизнью, то удивитесь, насколько точно второй список расскажет вам о ваших текущих проблемах. Главное, что нельзя упускать из виду — что жизнь многогранна, нестандартна и непредсказуема, и способов справляться с её «сюрпризами» и получать от неё всевозможные блага — великое множество. Когда человек «застревает» только на одной стратегии, на одном виде силы — это и есть невроз. Здоровая личность отличается гибкостью и способностью выбирать своё поведение в зависимости от окружения и ситуации. Удел вымышленных героинь в том, что они, как правило, воплощают какую-то одну яркую черту личности, и им хватает, потому что существуют они в виртуальном пространстве. А у нас, реальных людей, живущих в реальном мире, внутри всё сложно и много всего намешано. Однако это и делает нас такими уникальными, такими неповторимыми, а главное — настоящими.
Надежда Гришина
психолог, арт-терапевт, ведущая тренингов «Быть самим собой», «Быть женщиной», об отношениях с матерью «Мама, милая мама», о незавершенных отношениях «Не могу тебя забыть» в Центре успешных отношений