Чиж и компания: охота на бизнес продолжается?
Генпрокурор не комментирует ход расследования уголовного дела в отношении владельца ООО "Трайпл" Юрия Чижа. Эксперты уверены, что аресты среди белорусских бизнесменов продолжатся.
"No comments", - цитирует Генпрокурора Алексея Конюка Interfax.by. Чиновник только и сказал, что расследование продолжается.
Обычно бизнесменам предъявляют именно «незаконную предпринимательскую деятельность», если не удается доказать другой состав преступления.
Гендиректор ООО "Трайпл" Юрий Чиж задержан в марте 2016 года. В марте КГБ предъявил бизнесмену обвинение в уклонении от уплаты налогов и сборов в особо крупном размере по ч.2 ст.243 Уголовного кодекса Беларуси. В июле председатель КГБ Беларуси Валерий Вакульчик заявил, что сумма ущерба по уголовному делу в отношении бизнесмена составляет 238,7 млрд неденоминированных рублей.
Однако нынешний статус Юрия Чижа вызывает сомнения: у наблюдателей за процессом над бывшим заместителем гендиректора "Трайпла" Владимиром Япринцевым сложилось впечатление, что бизнесмен находится уже не в СИЗО, а под домашним арестом.
В последнем слове Владимир Япринцев прямо обвинил своего бывшего партнера в "подставе":
"Я почувствовал, что Чиж меня похоронил. Мне по-человечески обидно стало, что он меня подставил. Конечно, я на него надеялся. Я обо всем ему рассказал, обо всех долгах сына".
К слову, 23 августа суд оштрафовал Владимира Япринцева на 500 базовых величин (10 тыс 500 белорусских рублей, или 5 тыс 250 долларов) и освободил в зале суда. Его сын Казбек Япринцев и Александр Арабян приговорены к восьми годам лишения свободы в колонии усиленного режима с конфискацией имущества.
Охота на бизнесменов продолжается
Руководители "Трайпла" - не единственные белорусские бизнесмены, оказавшиеся в местах не столь отдаленных.
В нынешнем году, пожалуй, и месяца не проходило без громких арестов; скоро начнутся суды над бывшим владельцем мотовелозавода и стеклозавода "Елизово" Александром Муравьевым, основным владельцем группы мебельных компаний "ЗОВ" Олегом Зуховицким. За последнее время арестованы председатель правления Беларусбанка Геннадий Господарик, в отношении которого возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 430 (получение взятки), следом задержан гендиректора Банковского процессингового центра (БПЦ) Геннадий Зубарев, минимум два топ-менеджера крупнейшего банка страны - Беларусбанка, один из них - исполнительный директор Беларусбанка Анатолий Боговик.
Последний факт - задержание председателя правления IBA Group, гендиректора IBA Minsk Сергея Левтеева (сам Левтеев утверждает, что находится в отпуске, посещает спортивные занятия в ФОК компании), и члена правления, первого зампреда правления IBA Group, директора по разработке ПО, гендиректора IBA IT Park Сергея Акулича.
Кстати, сегодня Генпрокурор Беларуси Александр Конюк заявил, что "категорически не согласен" с предложением главы Парка высоких технологий Валерия Цепкало - убрать из уголовного законодательства ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность.
- Вы знаете, как эта статья называлась в советское время? Кто постарше - знают. Спекуляция - скупка и перепродажа с целью наживы. Что касается незаконного предпринимательства, эта статья имеет два момента: без регистрации и с несоответствующим субъектом. Как мы можем ее выбросить?.. Я обязан эту статью выполнять, пока не ликвидируют", - цитирует TUT.BY Генпрокурора.
Бизнес как гусь рождественский
Бывший следователь прокуратуры, руководитель правозащитного центра "Правовая помощь населению" (зарегистрирован в Украине) Олег Волчек считает, что аресты среди белорусских бизнесменов будут продолжаться.
- Если раньше задержание высокопоставленного банкира или бизнесмена воспринимался как событие, то сейчас уже недели не обходится без громких арестов. Каким образом законники вдруг превратились в уголовников?
- Разве может существовать свободный бизнес в стране, где нет рыночной экономики, нет независимого парламента, верховенства закона, настоящей конкурентной среды среди бизнесменов? Конечно, нет! В стране, где доля госсобственности составляет 80%, правила игры в бизнесе устанавливает не рынок, а государственные структуры.
Крупному бизнесу нужен объем продаж, поэтому ему выгодно сотрудничать с бюджетными организациями, где есть постоянное и надежное финансирование. Учитывая, что тендеры проводят чиновники, "откаты" от сделки неизбежны. Не надо лукавить крупному бизнесу, что он работает легально. Нет сегодня бизнес-структур, которые работают в соответствии с налоговым законодательством, потому что и дня не проработали бы. Эта беда не бизнеса, а государства, которое создало массу бюрократических законодательных актов, в которых и сами чиновники не могут разобраться.
Все сделки отслеживают правоохранительные органы, но когда приходит время отчитываться о проделанной работе или поступает команда сверху, начинаются задержания, аресты, конфискация. Нет настоящего бизнеса в стране, все работают по серым схемам - как мелкий, так и крупный бизнес. Есть более 2000 схем ухода от налогов. Это не моя фантазия - следственная практика.
Аресты и дальше будут продолжаться. Задержанный бизнесмен работал с другим бизнесменом, а значит, скоро придут и за ним. Эта называется "каруселью коррупционеров".
Бизнесмен для власти - как рождественский гусь, который ждет с опаской, когда его распотрошат для рождественского стола. Может, мои слова прозвучат и жестоко, но за счет лазеек в законе систему не обмануть.
- Спецслужбы всегда действуют одинаково: под покровом тайны проводят обыски и задержания, банкиров-бизнесменов бросают за решетку, а общество узнает об очередном аресте благодаря "утечкам". С чем связана такая таинственность?
- Так работают правоохранительные органы не только сейчас, но и раньше. Любое расследование преступления должно проходить с соблюдением мер предосторожности и без утечки конфиденциальной информации - так необходимо для успешного раскрытия дела. Поэтому органы уголовного преследования не обязаны проводить сразу же пресс-конференцию по громкому делу.
Однако если дело имеет общественный резонанс, конечно, пресс-служба органа, который проводит расследование, должна давать краткую информацию о задержанных, сообщать о подозрениях. К сожалению, ни Следственный комитет, ни КГБ по общественно значимым делам практически не дают никаких пояснений. Не исключаю, что возможны неформальные переговоры с бизнесменом с тем, чтобы тот отдал часть акций, или вернул добровольно в казну деньги, или сдал кого-то из своих подельников для выхода из следственного изолятора.
- Вообще в Беларуси заведена традиция: наворовал - сел за решетку - откупился - вышел на свободу. Фактически власть сама провоцирует рост коррупции?
- Такая практика существует уже 22 года. Коррупция сегодня неистребима: не будет коррупции - перестанет существовать сама система. Вся вертикаль власти вместе с бизнесом так срослись, что превратились в "сиамских" близнецов. Власть и есть сама коррупция. Как министр может иметь дом стоимостью в 2 млн долларов, если с его зарплатой надо работать лет 100 и больше? Чиновники, бизнесмены знают, что их могут арестовать, но они в этой системе живут, а выйти из нее можно только через больницу или тюрьму.
При отсутствии нормативно-правовой базы, позволяющей добросовестно конкурировать, успешных бизнесменов не может быть априори. Надо менять власть, и только так бизнес вздохнёт и будет честно, с уплатой всех налогов, работать на себя и на государство.