«Меня уволили за то, что не выгнал девушку-диспетчера, которая просто наклонила голову, сидя за компьютером», — рассказывает FINANCE.TUT.BY свою историю минчанин Дмитрий Лозовой. Он утверждает, что работал в диспетчерской службе такси «Алмаз 7788» и не получил расчет после увольнения. Он и несколько его бывших коллег подали иски против компании. Однако ни у кого из них нет ни договоров, ни актов выполненных работ — никаких доказательств, кроме слов. Администрация такси говорит, что этот человек у них никогда не работал. Суд же пока вынес решение лишь по одному иску — отказал в его удовлетворении. Но заявители настойчивы и собираются бороться дальше.
Минчанин требует от службы такси 2000 рублей «за задержку расчета при увольнении и переработку в ночное время»
— Все началось 17 июня 2016 года. Я занимал должность старшего диспетчера и вышел на смену, — рассказывает Дмитрий. — Мне позвонила администратор, которая следит за камерами наблюдения, установленными в диспетчерских, расположенных на двух этажах бизнес-центра «Парус». Она спросила, почему у меня на смене спали два диспетчера. Но никто не спал. Девушка голову просто наклонила. Администратор сказала мне, что я должен был эту девушку тут же выгнать.
После смены, по словам Дмитрия, он был уволен «за обман руководителя».
— Я собрался и ушел. Потом просил документы о том, что я у них работал. Но мне ничего не выдали и окончательно не рассчитали за фактическое время работы, а это около 300 рублей, — говорит мужчина.
Как утверждает Дмитрий, все диспетчеры подписывали договоры подряда, когда их принимали на работу, но «положенного экземпляра договора мы не получали под предлогом того, что если он понадобится, то нам его выдадут». Так, по словам мужчины, он проработал 3,5 месяца.
Теперь же в суде Московского района столицы рассматривается дело по иску Дмитрия, в котором он среди прочего просит взыскать с ООО «Такси Алмаз 7788» в свою пользу 2 тысячи рублей «за задержку расчета при увольнении, необоснованное увольнение, переработку в ночное время». Также Дмитрий утверждает в заявлении, что часть машин, которые работают в службе такси, не оснащены таксометрами, и просит «провести комплексную проверку организации».
На первом рассмотрении дела представителем ответчика была заместитель директора ООО «Такси Алмаз 7788» Елена Пузикова. Она отказалась давать какие-либо дополнительные комментарии FINANCE.TUT.BY. Но во время процесса заявила суду, что Дмитрий в диспетчерской никогда не работал, а договор подряда с ним на самом деле был заключен, но только заказчиком там выступает ООО «ЛПСтрой». Директором этой компании является тот же человек, что возглавляет ООО «Такси Алмаз 7788», — Виктор Пузиков.
Но Дмитрий Лозовой стоит на своем и, даже подтвердив свою подпись на договоре с «ЛПСтрой», уверен, что работал в диспетчерской такси «Алмаз». В любом случае никакого акта выполненных работ нет — и поэтому расчета тоже быть не может, считает ответчик.
«Никуда не устроиться. Все молчат, чтобы не потерять даже такую работу»
Одновременно с Дмитрием подобные иски подали еще несколько человек. Например, Полина Моханова, которая, по ее словам, месяц работала диспетчером.
— Я проработала с 1 по 25 июня, а потом заболела, — делится девушка. — Когда через три дня принесла «больничный», мне сказали отрабатывать эти пропуски до 31 июля. Я отказалась — и меня уволили. Денег за отработанные дни не дали. Мне должны около 300 рублей.
Полина говорит, что, несмотря на такие условия, люди приходят работать, потому что нигде нет работы и везде мало платят.
— Поэтому все и молчат, чтобы не потерять даже такую работу. Я вот тоже хотела подработать летом, поскольку зарплаты учителя хореографии в 220 рублей не хватает. Тем более что в объявлении заработок был указан более высокий, чем мы реально получали: не 350−400 рублей, а 500−550.
По словам Полины, за каждый отработанный заказ диспетчер получает 7,5 копейки. То есть для того чтобы заработать 400 рублей, нужно принять за месяц около 5330 заказов. Поскольку каждый диспетчер, говорит девушка, должен был отработать не меньше 16 смен в месяц, то это получается в среднем по 330 заказов за 12-часовую смену.
Около месяца якобы проработала в диспетчерской такси «Алмаз» и Анна Бендега. Она жалуется, что ее не отпустили с работы по повестке в милицию. Кроме того, женщине не нравится, что у диспетчеров отбирали на время работы мобильные телефоны.
Как скажет потом в суде представитель ответчика, последний факт — это специфика бизнеса. Это делается, чтобы не было «левых» заказов напрямую таксистам.
Анна первой пошла в суд. Однако заседание, по сути, закончилось ничем. Представитель ответчика, юрист, лишь зачитал суду возражения против иска. Их суть сводилась к отсутствию каких-либо документальных доказательств трудовых или гражданско-правовых отношений между компанией-ответчиком и Анной. Поэтому в удовлетворении иска руководство ООО «Такси Алмаз 7788» просит отказать.
Заседание в итоге было перенесено, чтобы истица могла более конкретно сформулировать свои требования.
В том же ключе прошло заседание и по иску Александры Пархимович. Правда, она уже подготовилась более основательно — предоставила список с количеством отработанных дней и звонков в эти дни. По ее словам, она вела записи, когда работала, для того чтобы проверить, правильно ли ей начислят зарплату.
Чуть позже суд перенес заседание. И как стало известно на этой неделе, по данному иску уже вынесено решение — отказать в удовлетворении. Но Александра собирается его обжаловать.
На эту же службу такси уже жаловались 4 года назад
Кстати, в апреле 2012 года похожие претензии к диспетчерской службе такси «Алмаз 7788» уже предъявляли несколько минчан. Тогда о так называемом скандале вышел в эфир сюжет в передаче «Добро пожаловаться» на телеканале СТВ.
Минчанка Ольга Каркотко утверждала, что «она более двух месяцев отработала диспетчером в службе такси. Но как только девушка решила уволиться, руководство таксопарка заявило, что знать ее не знает и вообще впервые видит».
Правда, как и в нынешних историях, у девушки, кроме слов, не было ни одного доказательства того, что она действительно работала в диспетчерской службе такси «Алмаз». Ольга и еще несколько человек тоже собирались идти в суд. Но, похоже, эта попытка закончилась неудачно. Какой-либо иной информации об этом случае найти не удалось.
Примечательно, что похожие истории можно встретить и среди отзывов о работе такси в интернете. Девушка под именем Никаоставила отзыв на сайте vse-taxi.by. Она пишет, что тоже работала диспетчером в такси «Алмаз» и ее уволили, но не рассчитали.
«Предлагают подписать незаполненный договор подряда и пустой акт о выполненных звонках, — говорится в отзыве. — Само собой, копию никакую на руки не дают. Я понимала, что нельзя подписывать, то, что до конца не заполнено, но уж очень работа нужна была и надеялась на то, что не обманут. Тем более спросила у коллег, как они подписывали договор. Сказали, что так же: они на честном слове фактически работают<…> Платят вроде кое-как — и на этом спасибо. И я стала работать».
Директор службы такси: «Наша компания — абсолютно чиста и прозрачна»
Директор службы такси «Алмаз 7788» Виктор Пузиков, который в прошлом году вошел в рейтинг самых успешных молодых белорусских бизнесменов по версии портала «Про бизнес.» и занял там 25-е место из 40, уверен, что все претензии к его компании надуманы и не имеют под собой никаких реальных оснований.
— Вас ввели в заблуждение относительно негативной репутации нашей компании, поскольку мы со всеми работниками заключаем либо трудовые, либо гражданско-правовые договоры, — говорит Виктор. — Наша компания уплачивает все необходимые сборы и отчисления. Мое личное мнение — сегодня существует желание некоторых лиц «подгадить» нашей компании через подачу неких эфемерных исковых заявлений. Мы открыты для любых контролирующих органов. Нас проверяли недавно разные инстанции, но никаких нарушений не нашли.
Однако однозначного ответа — работали или нет — относительно всех людей, подавших иски, Виктор Пузиков был «не готов дать». Также он не стал комментировать ситуацию с договорами подряда от имени компании «ЛПСтрой».
— Сегодня нет ни одного судебного решения в отношении нашей компании, которое бы подтверждало, что мы с кем-то из своих сотрудников как-то нечестно поступили. Наша компания абсолютно чиста и прозрачна.
После завершения рассмотрения дела, по словам директора, он собирается подавать иск по поводу попытки испортить репутацию компании.
Комитет по труду: «Этим людям могут помочь только свидетельские показания»
— Подобные жалобы от людей сейчас бывают часто, — говорит первый заместитель председателя комитета по труду и занятости Мингорисполкома Павел Кунашкевич. — Поэтому люди должны помнить два правила при приеме на работу. Во-первых, прежде чем приступать к работе, убедитесь, что есть приказ о приеме. Во-вторых, обязательно требуйте трудовой договор или контракт, который составляется в двух экземплярах — для вас и работодателя. В договоре должны указать условия и размеры оплаты труда, а также сроки выплаты. При этом работодатель обязан внести соответствующую запись в трудовую книжку. Только в этом случае вы как работник защищены.
Павел Кунашкевич утверждает, что фактический допуск к работе уже является началом трудовых отношений. Что касается гражданско-правовых отношений, то условия заключения договора подряда регулируются Гражданским кодексом и указом президента № 314 от 6 июля 2005 года. Последним документом определены основные условия заключения гражданско-правовых договоров. Среди прочего предусмотрена ответственность «за неисполнение заказчиком обязательств по оплате выполненной работы в виде неустойки в размере не менее 0,15 процента невыплаченной суммы за каждый день просрочки».
— Сейчас для этих людей единственный способ доказать, что они все-таки фактически выполняли какие-то работы — это свидетельские показания. Хорошо было бы предоставить номера машин и телефоны водителей, которым они давали заказы, — объясняет Павел Кунашкевич.
Кстати, первый заместитель председателя комитета говорит, что каких-то доказанных фактов подобных нарушений у ООО «Такси Алмаз 7788» зафиксировано не было.
А пока идут суды, служба такси продолжает набирать на вакансии диспетчеров новых работников.