Без НИСЭПИ исследовательские центры в Беларуси испытают «проблемы со зрением»
По мнению экспертов, уход НИСЭПИ с белорусского социологического поля на какое-то время оставит «фабрики мысли» без «доказательной базы» для серьезной аналитики.
Напомним, «разоблачающий» фильм «Примат НИСЭПИ», показанный по центральному белорусскому каналу, достиг серьезной цели: в интервью БелаПАН руководитель Независимый институт социально-экономических и политических исследований, профессор Олег Манаев заявил, что его институт прекращает работу в Беларуси. «Предыдущие атаки властей затрагивали тех, кто работал в институте (а в нем никогда не работало более десяти человек). Но на этот раз они пошли «вглубь» — затронули тех, кто работал на институт, а это свыше 100 человек. Поэтому в обозримом будущем НИСЭПИ не сможет проводить опросы общественного мнения, поскольку опросную сеть власти разрушили», — пояснил Манаев. По его мнению, сами люди в нынешних условиях вряд ли рискнут сотрудничать с НИСЭПИ: «Никто не хочет «вылететь» с работы или учебы или, тем более, сесть в тюрьму. Даже если завтра кто-то и согласился бы на такую работу, мы не можем рисковать людьми».
Манаев затрудняется сказать, как долго продлится отсутствие НИСЭПИ на белорусском рынке социологических исследований.
В то же время, как полагают эксперты, опрошенные thinktanks.by, «зачистка» поля социологических опросов в Беларуси не может не сказаться на работе исследовательских центров страны.
Аналитик и директор по развитию Центра Острогорского, редактор белорусского интернет-журнала «Идея» Рыгор Астапеня надеется, что НИСЭПИ через некоторое время «вернется к своей работе, иначе многие белорусские исследования в гуманитарной сфере «ослепнут» на мнения обычных людей».
«Благодаря работе профессора Манаева и его коллег можно было отслеживать, как меняется общественное мнение в Беларуси в течение более, чем 20 лет, - отметил Рыгор Астапеня. - Сегодня мы можем этого на какое-то время лишиться — и белорусская социология станет «стрельбой в темноте. В Беларуси до этого времени работают такие организации, как, например, Белорусская аналитическая мастерская Андрея Вардомацкого, которые также пользуются уважением, но они вряд ли имеют такие ресурсы, чтобы проводить крупные и частые исследования, как делал это НИСЭПИ».
«Рынок общественно-политической социологии в Беларуси очень узок, - замечает Андрей Поротников, руководитель проекта Belarus Security Blog. - Серьезно занимаются этим НИСЭПИ и лаборатория «НОВАК», ну и ряд государственных структур вроде бы занимаются, но проблема госструктур состоит в том, что, во-первых, большая часть результатов их опросов закрыта, во-вторых, есть большие сомнения, что те результаты, которые они показывают, имеют хоть какое-то отношение к действительности. Поэтому, конечно, то, что с рынка уходит игрок, который присутствовал давно и который регулярно предоставлял результаты своих социологических исследований, незаметно не пройдет».
Кроме того, подчеркивает Поротников, «что бы там ни говорило белорусское телевидение про НИСЭПИ — у них есть очень хороший бэкграунд и очень хорошая узнаваемость за границей». «Как сказал мне один из европейских дипломатов, в Европе применительно к внутриполитической ситуации в Беларуси результаты опросов НИСЭПИ рассматриваются как абсолютно объективные и не подлежащие сомнению. Соответственно, та кампания, которая развернута против НИСЭПИ, как раз-таки и выглядит попыткой убрать авторитетного, весомого и неподконтрольного властям игрока белорусского социологического рынка в преддверии предстоящих парламентских выборов для того, чтобы никто не смог с цифрами в руках, ссылаясь на научную и технологически апробированную базу, оспорить результаты избирательной кампании, итоги выборов. По сути, это элемент предвыборной зачистки политического поля страны»,- считает Андрей Поротников.
Наталья Рябова, директор Школы молодых менеджеров публичного администрирования SYMPA, при которой действует Институт реформ и трансформации публичного администрирования (BIPART), отмечает, что «наша организация стоит на тех позициях, что качественная аналитика должна основываться на фактах, мы исповедуем, скажем так, evidence-based approach, поэтому для нас первичные данные очень важны — для исследований, для аналитики, для различных рекомендаций, для заявлений и т. д.». «Часто эти первичные данные — это документы, законодательство, статистика, но часто это и общественное мнение, которое, кроме как социологическими опросами, ничем более объективным не измерить. Заявленный уход НИСЭПИ с рынка альтернативы для получения информации практически не оставляет. Количество подобного рода организаций у нас, мягко говоря, ограничено, - подчеркнула Наталья Рябова. - Когда мы представляем какие-то свои рекомендации госорганам, то постоянно возникает вопрос, на основании чего нами такие рекомендации сделаны. И если есть факты по отношению населения к той или иной проблеме, то у нас есть то, к чему можно апеллировать. Сейчас можно будет опираться только на свое субъективное мнение, что, конечно, не есть аргументом для властей. Есть вероятность, что какие-то агентства, которые занимаются маркетинговыми исследованиями, могут взять на себя частично проведение опросов, но готовность их к такой работе очень сильно зависит от темы исследования. Неполитические темы — да, вполне вероятно, чуть приближенные к острой социальной и политической тематике — могут и побояться взяться».