Почти догнали: как в Минске делали лучшие в СССР компьютеры и почему перестали
Ровно 35 лет назад в продажу поступил первый в истории персональный компьютер IBM PC. А задолго до этого дня — в 1960-е — один из центров советской кибернетики находился в Беларуси. 42.TUT.BY вспомнил историю семейства электронно-вычислительных машин «Минск», которые завоевали всесоюзную славу, а после ее потеряли.
Отставание от западных стран в сфере электронно-вычислительной техники в 1950-е годы по самым оптимистичным оценкам составляло не менее 10 лет. Поэтому в августе 1956 года постановлением Совета Министров СССР был дан старт расширению производства электронно-вычислительных машин (ЭВМ) по всей стране. Постановлением также было предусмотрено создание ряда центров по их выпуску, проектированию и разработке, один из которых должен был расположиться в БССР.
Вскоре в Минске был открыт завод им. Орджоникидзе, а уже в 1958 году на его базе было организовано специальное конструкторское бюро (СКБ) для сопровождения и модернизации выпускаемых заводом ЭВМ. В последствии это СКБ преобразовалось в самостоятельное проектно-исследовательское предприятие — НИИЭВМ, работающее по сей день.
«Минск-1» — первая оригинальная белорусская ЭВМ
Первым полностью оригинальным проектом завода им. Г.К. Орджоникидзе стал выпуск ЭВМ под названием «Минск-1». Разработка аппарата происходила в довольно сжатые сроки — за 18 месяцев параллельно с проектированием машины также велась работа по подготовке ее серийного производства.
Испытания ЭВМ прошли в сентябре 1960 года, в том же году появились и первые серийные экземпляры. Скорость их работы оценивалась в 2,5 тысячи операций в секунду (для сравнения: скорость разработанной Московским институтом электронных управляющих машин ЭВМ М-3, недолго производившейся на минском заводе имени Орджоникидзе, составляла порядка 30 операций в секунду).
Добиться таких результатов получилось в том числе за счет использования быстродействующей оперативной памяти на ферритовых сердечниках, пришедшей на смену устаревающей памяти на магнитных барабанах (на вид напоминавшую бак стиральной машины).
Ферритовые сердечники представляли из себя маленькие колечки из специального магнитного сплава диаметром 1,5 миллиметра. Для «Минск-1» таких колечек требовалось порядка 80 тысяч.
Программирование для этой ЭВМ велось в машинных кодах, однако в «комплект поставки» машины входила библиотека из 100 программ, состоящих из 7,5 тысяч команд. Также для «Минск-1» были разработаны одни из первых в мире систем автопрограммирования — трансляторы «Автокод ИНЖЕНЕР» и «Автокод ЭКОНОМИСТ».
Еще одним конкурентным преимуществом аппарата стали относительно скромные габариты — для размещения всей системы требовалось около 4 квадратных метров площади, в то время как некоторые другие ЭВМ (например, московская БЭСМ) занимала целых 100 квадратных метров.
Все это позволило ЭВМ «Минск-1» в первой половине 60-х годов стать лидирующим типом серийных ламповых машин такого типа во всем СССР. За четыре года (в период с 1960 по 1964 гг.) было выпущено 230 «Минск-1», а также был создан целый ряд ее модификаций для различных отраслей промышленности.
«Минск-11» — для работы с сейсмической информацией и телеграфными линиями, «Минск-12» — с вчетверо увеличенной внешней памятью на магнитной ленте. «Минск-14» и «Минск-16» предназначались для обработки метеорологических данных, а «Минск-100» была создана по заказу МВД СССР для распознавания и хранения отпечатков пальцев с оригинальным кодировщиком дактилоскопической информации.
Всесоюзный успех серии ЭВМ «Минск-2»
Параллельно с выпуском «Минск-1» на заводе им. Г.К. Орджоникидзе в 1960—1962 гг. велась разработка второго поколения ЭВМ — «Минск-2», которая в последствии стала первой полупроводниковой ЭВМ в СССР.
Быстродействие аппарата оценивалось в 5−6 тысяч операций в секунду. Важно, что именно «Минск-2» стал первым ЭВМ во всем СССР, имевшим возможность вводить и обрабатывать текстовую информацию (до этого все машины работали исключительно с цифровыми данными).
Но в серию аппарат пошел не сразу. Госкомитет по радиоэлектронике СССР, которому на согласование был прислан технический проект машины, отказался его принимать. Дело в том, что СКБ завода должно было заниматься лишь испытанием и усовершенствованием уже существующих ЭВМ, а не разработкой новых.
Проект утвердили лишь после вмешательства высшего руководства БССР, после чего в 1963 году запустилось серийное производство. Всего заводом было выпущено 118 ЭВМ «Минск-2».
На базе «Минск-2» также был создан целый ряд модифицированных вычислительных машин. «Минск-26» и «Минск-27» предназначались, например, для обработки данных, полученных с метеорологических ракет и спутников Земли «Метеор».
Самой массовой моделью стала ЭВМ «Минск-22» (всего было выпущено 734 аппарата), имевшая, по сравнению с базовой моделью, в несколько раз больший объем оперативной памяти и накопителя на магнитной ленте.
Аппарат был крайне популярен в сфере планово-экономических расчетов. К аппарату были подключены устройства ввода и вывода перфокарт, а также алфавитно-цифровое печатающее устройство.
Но самой «прорывной» моделью по праву можно считать ЭВМ «Минск-23», выпущенную в 1966 году.
Быстродействие «Минск-23» составляло около 7 тыс. операций в секунду. В ней использовалось множество уникальных на тот момент технических наработок (развитая система прерывания и приостановок, универсальная связь с внешними устройствами, защищенная область памяти для системных программ и др.), позволявших машине работать в мультипрограммном режиме.
На аппарате одновременно могли выполняться до 3 рабочих и 5 служебных программ. Для этого машина снабжалась первой в СССР операционной системой «Диспетчер».
На ЭВМ «Минск-23» базировались несколько крупных советских предприятий. Систему, например, использовали в московском объединения «Мосмолоко», также на ее основе построили систему по продаже и резервированию авиабилетов Аэрофлота. Но коммерчески успешным «Минск-23» назвать нельзя — заводом было выпущено всего 28 подобных машин.
Последний из могикан: ЭВМ «Минск-32»
ЭВМ «Минск-32» вышла в 1968 году и вобрала в себя все лучшие наработки предыдущих моделей в серии.
Помимо существенного прироста производительности (машина обладала быстродействием около 30−35 тысяч операций в секунду), наличием системы мультипрограммной работы (одновременно могло работать до 4 независимых программ) и возможности создания на ее основе многомашинным систем, в «Минск-32» была реализована программная совместимость с предыдущими ЭВМ семейства «Минск».
Это значит, что на ней можно было, например, запускать программы, разработанные для модели «Минск-22М».
Создание сложных и дорогостоящих программ, работающих лишь на одном единственном аппаратно-вычислительном комплексе, в 60-е годы прошлого века было обычной практикой, так что реализация подобной совместимости стала настоящей инновацией и изюминкой «Минск-32» — такого не могли предложить не только советские аналоги, но и большинство зарубежных ЭВМ.
С 1968 по 1975 год было выпущено порядка 3 тысяч таких машин, но, несмотря на такую популярность, «Минск-32» стал последним представителем всего семейства ЭВМ «Минск».
Почему ЭВМ «Минск» ушли в историю
Общей проблемой всех советских ЭВМ конца 60-х годов прошлого века (за небольшим исключением «Минск-32») была полная программная и аппаратная несовместимость между собой.
Программы, разработанные для определенной модели ЭВМ, просто не могли быть использованы на других машинах. Это, в свою очередь, существенно увеличивало стоимость разработки, когда при смене поколения устройств приходилось «писать» ту или иную программу практически с нуля.
В тоже время американская компания IBM не стояла на месте и уже в 1965 году представила новое, третье поколение электронно-вычислительных машин на интегральных микросхемах — IBM-360, которые были конструктивно и программно полностью совместимы.
В этих реалиях у руководства оставалось два пути: взять за основу один из наиболее распространенных в СССР типов ЭВМ (например, «Минск-32») и на его основе развивать собственный парк совместных компьютеров (что было весьма дорогостоящей перспективой), или «переехать» на IBM-360 и делать свои ЭВМ на ее основе.
Увы, был выбран второй путь, и разработка ЭВМ семейства «Минск» была прекращена. В 1970 году создателям семейства этих машин была присуждена Государственная премия СССР, а с 1971 года Минский завод по производству ЭВМ начал выпуск ЭВМ Единой Серии (ЕС ЭВМ), архитектура которых была позаимствована у IBM.
Читайте также: