"Тут лучше начинаешь понимать Беларусь". Ночная жизнь минских окраин глазами британского студента
Пока модные тусовщики спорят, где лучше провести выходные, на Зыбицкой или Октябрьской, да еще и тянут в эти оживленные места всех своих знакомых туристов, AFISHA.TUT.BY вместе с британским студентом Оуэном Хаямом отправилась исследовать недра спальных районов. В нашем прицеле — Автозавод, Партизанский проспект и Малиновка. Глупо полагать, что по ночам в выходные тут тишина и спокойствие. Проверить это или опровергнуть мы и собрались.

Столичный модник почему-то думает, что в такие места лучше не соваться. Но Оуэна не пугают темные минские улицы. Ибо он — уроженец музыкальной столицы Британии — Манчестера. И уверяет нас, что по ночному Манчестеру лучше вообще не ходить. А уж по сравнению с Минском там и вовсе «anarchy in the UK», как пели Sex Pistols.
— Как-то гуляем с отцом, никого не трогаем, а около нас останавливается машина с ревущей в салоне музыкой. Открывается окно — нас обливают молочным коктейлем, а затем спешно уезжают, — вспоминает он историю.

— Но в целом английские гопники не опасные. Они просто непробиваемо тупые! — выносит свой окончательный вердикт англичанин. Впрочем, просто так гулять по ночам он в Англии не советует. Помимо малолетней шпаны можно нарваться и на реальный криминал.
В недрах пустующей «Сферы»
На часах 22.00. Наша компания не очень успешно справляется с поиском клуба «Сфера», укутанного в лабиринте высоток. Чем больше мы удаляемся от центра, тем выше плотность этих растущих несмотря ни на какие кризисы бетонных коробок. И вот, пропетляв несколько сот метров в тамошних переулках, в мягком вечернем полумраке мы обращаем внимание на вывеску. Из-за отсутствия банальной подсветки, увидеть ее можно только в том случае, если долго ищещь и спрашиваешь у прохожих. Ни тебе забитой машинами стоянки, ни очереди на фейс-контроль.
— Этот клуб вообще работает? — недоумевает Оуэн.
Сейчас узнаем. Слегка потянув тяжелую металлическую дверь на себя, понимаем, что клуб как минимум открыт. Здесь тихо, из темных помещений тянет табачным ароматом. Где-то вдалеке слышны шаги. На громкий вопрос «Есть здесь кто?» ответ мы так и не получили. Немного осмотревшись, уже решили уходить, как нас окликнула женщина. Как оказалось — уборщица.
— А вы как сюда попали? — спросила она и узнав, что через входную дверь, пожала плечами и предложила спуститься куда-то вниз «поиграть в боулинг».
Как оказалось, дискотека в «Сфере» начинается с 23.00, а пока что клуб — пустынное помещение в мягком неоновом свечении.
Боулинг нам не показался интересным, а поэтому мы отправляемся в следующее место по соседству — ресторан-клуб «Батискаф».
Алко-Submarine, Алко-Submarine на «Батискафе»
В «Батискафе» все только готовится к танцам до упаду. В заведение мы пришли первыми. Официантка тут же приносит нам меню, а ее коллеги проверяют микрофоны. В кафе гостям предлагают караоке. Если дополнительно заплатить 25 рублей, для гостя запишут диск с исполненными им песнями.
Караоке — главная загадка для Оуэна. Он не совсем одобряет такой вид развлечения и тактично замечает, что обычно исполнение песен в пьяном угаре — просто ужасное. Пока мы ждем заказанный кофе, обсуждаем культуру «у них и у нас». Например, классические английские пабы.
— В Минске я был в достаточно большом количестве так называемых пабов. Но они все однотипные. В них нет уюта. В Англии ты приходишь в паб, как в свой второй дом. А тут — на тебя сразу налетает администратор со своими предложениями и от этого ощущаешь себя немного неуютно, — рассказывает Оуэн. Но куда более высокого мнения он о столичных клубах.
Как оказалось, в Англии каждый клуб — площадка для мордобоев. И редко какая дискотека заканчивается без файерплея не отходя от барной стойки. Молодого англичанина умиляет, что в Беларуси люди ходят на дискотеки танцевать, а не драться.
Еще он говорит, что в Англии выходцев из СССР очень просто отличить от европейцев. Формула проста — «мужчины мачо и девочки куколки». Едва мы начинаем обсуждать типажи соотечественников, как тут же за столик усаживаются первые местные посетители. Сперва заходит парень в кроссовках и шортах, а за ним — две крашенные блондинки. Ребята долго не церемонятся и берут бутылку водки и пару бокалов темного пива.

— Белорусские и вообще восточноевропейские девушки удивляют. Как-то раз одной я сказал, что из Англии. Она не поверила и на хорошем английском ответила, что я ее обманываю. Показал ей свой паспорт, а в ответ на это она вообще выдала, что любой документ можно подделать, — вспоминает еще одну историю англичанин.
Нечто похожее приключилось с его другом из Нью-Йорка, но только во Львове. Тамошняя девушка заявила американцу, то вовсе он не американец, а турок. Его американский паспорт тоже ситуацию не разрешил.
— Был еще случай, когда другая девушка, но уже за барной стойкой, начала делать неприличные жесты языком, услышав мою речь. Если честно, я тогда как-то испугался. Неприятно это выглядело… — рассказывает Оуэн.
Тем временем официантка приносит нам кофе, а мы просим Оуэна вынести вердикт заведению. Он, кстати, в этот время залип на телевизор, который внезапно транслировал «National Geographic».
— Нормальное место, правда находится на отшибе. Был бы в центре, зашел бы сюда кофе попить, — заключил Оуэн.
Расплатившись, мы двигаемся дальше. На улице ночь. А значит самое время попрощаться с Малиновкой и отправиться на Партизанский проспект.
Заплатил за вход и попал на торжество в «Сатурн»
Близ станции метро «Тракторный завод» найти парковочное место сложно даже ночью. Подойдя ко входу в клуб «Сатурн» мы понимаем почему. У входа — толпа, и отнюдь не молодежи. Мужчины в костюмах и белых рубашках, женщины в вечерних платьях.
— Мы попали на белорусскую свадьбу? — спрашивает Оуэн.

Парни на фейсконтроле ответили, что клуб работает в штатном режиме. Вход — платный. Из недр этого заведения доносятся лучшие хиты группы «Комбинация» и прочих титанов Red Disco. Примечательно, что в живом исполнении. Договорившись, что мы зайдем купить только лишь воды, попадаем в помещение. Столы ломятся от нарезок и оливье, несмотря на довольно ранний час. Танцпол просторный, но и на нем и свободного места не найти. Веселье в самом разгаре. И, видимо, все-таки чье-то торжество вовсе не помеха для субботней вечеринки.

Восхитившись музыкальным сопровождением, Оуэн говорит, что ему на такие тусовки пока что рановато.
— Может через лет десять, а то и больше, — заглядывает в далекое будущее англичанин, а мы тем временем возвращаемся к реальности.
Реальность такова, что ждет нас Партизанский проспект, а по правую сторону от него сразу за станцией метро «Автозаводская» — клуб «Шоколад».
В «Шоколаде» все в шоколаде
Последнее место, где мы надеемся удивить заезжего гостя из Манчестера. Однако все наши стереотипы про «злобный Автаз» рассеиваются, как только мы подходим к фейс-контролю. Прямо у входа охранник — крепкий невысокий мужичок, общается с публикой. Его собеседник — высокий атлетически сложенный парень, предплечья которого украшают абстрактные татуировки.
Вход в клуб платный, но мы попросили пустить нас «просто посмотреть». А если англичанину внутри понравится, то затусим тут до утра.
— Да, конечно! Зайдите и посмотрите! — вежливо приглашает нас охранник и заодно просит своего коллегу показать интерьер клуба.

Его собеседник, завидев столь редкого для заведения европейского гостя и вовсе расплылся в дружелюбной улыбке и принялся рассказывать, в какое отлично место мы пришли.
— Да тут вообще круто! Конкурсы тут, музыка отличная! Девчонки — первые красавицы! Ребята все хорошие приходят. Давай к нам, подружимся! — говорит он искренне и эмоционально без единого намека на какую-либо агрессию.
Мы переступаем порог «Шоколада» и видим совершенно обычный клуб. Играет вполне себе ненапряжная европейская музыка.
— Правда, какая-то она устаревшая, в Европе такое ставили лет пять назад, — замечает Оуэн.

За одним из столиков мужчины в компании девушек курят кальян и пьют шампанское. Бармен делает коктейль. А на танцполе выплясывает всего один человек — мужчина в белой рубашке. Оуэн шутит, что наверняка на нем очки дополненной реальности, если отсутствие людей его не стесняет.
Мы выходим из клуба в приподнятом настроении, но охраннику вынуждены соврать, что поедем осматриваться дальше. Больше всех расстроился его собеседник — тут же его лицо стало грустным.
— Ну как же так, ребята? Зашли бы, потанцевали вместе, — говорит он напоследок.
Обещаем ему, что еще вернемся в «Шоколад». А Оуэн и вовсе шутит, что как только к нему приедут его два друга из Германии, то он обязательно сюда вернется.
В общем и целом сказать, что в спальниках Минска творится что-то маргинальное — нельзя. Скорее — тут своя атмосфера и колорит. Англичанин, гостивший тут считает, что благодаря таким деталям начинает лучше понимать Беларусь и белорусов. Но тусоваться он предпочитает все же в центре.