"Ей оперировали сердце". Как Галкина готовится стать первой гимнасткой Беларуси после Рио-2016
Скромная, выступает с душой и «давит» судей. SPORT.TUT.BY задумался о том, кто станет новым лидером сборной Беларуси по художественной гимнастике после ухода из спорта Мелитины Станюты, и рассказывает про второй номер команды Екатерину Галкину, которая тоже выступит на Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро.
Если мы говорим о художественной гимнастике в Беларуси, то сегодня внимание здесь приковано к Мелитине Станюте. Девушке всего 22 года, однако по меркам вида спорта она является старожилом главной команды страны. Своими результатами Мелита доказывает право называться первым номером среди личниц и справедливо входит в число претендентов на медаль предстоящих Игр в Рио-де-Жанейро.
В тени Станюты все еще находится 19-летняя Екатерина Галкина. Однако она уже сделала несколько вещей, заставивших обратить на нее внимание, и, по мнению специалистов, совсем скоро будет готова потеснить партнершу с пьедестала.
К примеру, благодаря трудам Кати на протяжении последних трех лет Беларусь стала одной из двух стран (вторая — Россия) на Олимпийских играх в Бразилии, которая будет представлена двумя спортсменками в индивидуальном многоборье. На прошлогоднем чемпионат мира Галкина стала тринадцатой, а для квалификации на Олимпиаду необходимо было попасть в число пятнадцати лучших.
В упражнении с булавами Екатерина и вовсе стала десятой, что является хорошим итогом с учетом того, что ей приходится соперничать с более опытными соперницами из Украины, Грузии, Азербайджана, Южной Кореи, той же Мелитой и талантливыми россиянками.
Некоторые из них вскоре после Олимпиады завершат карьеру. Вероятно, в их числе может быть и Станюта. Для Мелитины завершается второй олимпийский цикл и, судя по тому, как поступали ее предшественницы, она тоже предпочтет уйти из спорта, а не готовиться к третьим Играм. К этому времени накопилось достаточно травм (спина, стопы), чтобы, наконец, сказать «хватит» и найти для себя что-то другое.
А раз так, то напрашивает вопрос о том, а готова ли Галкина подхватить знамя и повести за собой команду?
— В ней хотят увидеть лидера, — признается тренер национальной команды по художественной гимнастике Любовь Черкашина. Именно место Черкашиной, завоевавшей на второй для себя Олимпиаде бронзу, в сборной заняла Галкина в 2013 году. — Задача сводится к тому, чтобы воспитать его [лидера] в себе. Мало быть талантливым и хорошо выступать. А уж как интересно знать, что ты будешь делать во время спада результатов в ситуации, когда ты не можешь позволить себе ошибаться!
Как бы ни было сложно, думаю, Катя найдет решение. Переживать меня заставляет только то, как она будет реагировать на оценки судей. Просто не всегда можно понять, исходя из каких соображений дают ту или иную сумму баллов. А Катя вкладывает в свои номера душу.
Поясню, что я имею в виду. Помимо чистоты элементов, которой славится белорусская школа художественной гимнастики, у нее есть чувство целостности композиции. Одно движение у нее плавно переходит в другое, а мяч или обруч буквально прилипают к рукам. Мне кажется, это то, что дано ей от Бога.
И вот что Катя, которая выступает с душой, будет делать, глядя на несправедливые оценки? Скажем, она выступила на серебряную награду, а ей дали только четвертое место…
— Я уже начала себя морально готовить к новой роли в команде, — призналась Екатерина. — Не то, чтобы представляю ситуацию, а просто говорю себе, что этого стоит ожидать. Понимаю, что на меня ляжет большая ответственность за результат и дальнейшее развитие вида спорта в стране.
Пожалуй, главным успехом Екатерины Галкиной на данный момент являются медали чемпионата Европы 2015 года, который проходил в Минске. Екатерина завоевала бронзовые награды в упражнении с обручем, проиграв победителю 0,55 балла, и булавами, где она набрала одинаковую сумму баллов с Мелитиной Станютой, а также серебро в командных соревнованиях.
— Она ворвалась, как вихрь, «раздавила» судей, — похвалила после первенства подопечную главный тренер белорусской команды Ирина Лепарская. — Те даже не осознают, что дают ей такие оценки. Но этих оценок она достойна уже давно.
— На некоторых этапах Кубка мира обе наши девушки были в призах, — добавила Любовь Черкашина. — А то, что судьи Катю подпускают на такие высокие позиции, — принципиальный момент. Еще у нее есть несколько четвертых мест, когда она заслуживала большего… Впрочем, белорусок подобное лишь закаляет. Думаю, если Галкина продолжит трудиться в том же духе, то все у нее будет круто!
Черкашина уверена, что главное, в чем сейчас Галкина уступает Станюте, — это умение «продать номер».
— Мелите приходится оставаться в зале после тренировок, чтобы отработать некоторые элементы. Катя же обычно выполняет их с удивительной легкостью. А вот опыта, позволившего бы сгладить углы при возникновении ошибок, который обычный зрителей даже не заметит, Катюхе не хватает. Мелитка в таких случаях делает все, чтобы убедить судей, что это была вовсе не ошибка, а что-то запланированное. Например, скрутила поворот, пошатнулась, но вышла из него так, как будто она победительница!
Мастером подобных трюков в мое время была Евгения Канаева. Только соперницы знали о ее промахах, а остальных она умело обводила вокруг пальца.
На место в сборной, которое освободится после ухода из команды Мелитины Станюты, претендуют Анна Божко, Арина Шарапа, Елена Болотина, Алина Горносько и Мария Трубач. При этом все эти девушки продолжат работать на нового лидера Галкину, не давая ей застояться и почувствовать себя комфортно. Точно так же, как когда-то Любовь Черкашина создавала здоровую конкуренцию для Инны Жуковой, а потом сама испытывала давление со стороны Станюты.
— Когда я пришла в сборную, от меня не требовали мгновенного результата, — вспоминает Галкина. — Мне помогали адаптироваться к новым требованиям. Задачей было набраться опыта и обрести стабильность. Помню, как Люба повторяла в мой первый год, что нужно постараться получить удовольствие от этого времени. «Не сиди, не стой, не говори», — все это можно услышать от Любы сегодня.
Как бы ни было сложно, я все равно пытаюсь пережить какие-то эмоции во время тренировок и соревнований. Выйти солдатиком и исполнить программу механически — это не про меня.
— Катюша — очень талантливая гимнастка, — говорит Черкашина. — Она хорошо двигается и чувствует музыку, что невозможно не заметить. Какими бы пройдохами ни были судьи, они это видят. Подходят и говорят: «Ой, как же нам нравятся упражнения Галкиной!»
Между тем 2011 году Екатерине потребовалось хирургическое вмешательство. И даже не сам этот факт, а затянувшееся восстановление после операции поставило под сомнение перспективы девушки в главной команде страны.
— Ей оперировали сердце, — пояснила Любовь Черкашина. — Причем в тот период, когда предстояло побороться за место в составе сборной.
Честно говоря, тогда не было полной уверенности в том, что Катя продолжит занятия гимнастикой. Она выпала примерно на год. Могла ведь за это время потерять рабочий вес, но нет — держалась молодцом. Хотела, верила, трудилась.
Самым сложным для нее было вернуть прежнюю выносливость, но она справилась и с этим и теперь может гордиться собой. Вспоминать этот случай и говорить себе: «Я уже выходила из трудных положений. Почему у меня должно не получиться в этот раз?»
— Операцию просто необходимо было делать, иначе бы я не смогла выдерживать нагрузок, которые есть сейчас, — объяснила Катя. — Мне закрыли дырочку в сердечном клапане.
В первый месяц после операции нельзя было наклоняться вперед, нельзя было волноваться и, не дай Бог, заболеть. Лишь спустя три месяца я вернулась в зал, так что вышло так, что почти весь 2011 год пропустила. За четыре месяца до чемпионата Европы 2012 года мне следовало вернуть физическую форму и выучить новую программу.
Помню, как накануне важного проверочного старта я заболела и умоляла Лепарскую отпустить меня на соревнования. Мне же еще дали два вида упражнений, а это полвыступления в командном зачете. Я не могла подвести коллектив. Краснущая, с насморком и болью в горле все-таки поехала и нормально выступила. В итоге «на Европе» наши гимнастки заняли вторые места во всех видах упражнений. Соответственно, у меня было три серебра.
В это время как раз решался вопрос о том, кто заменит Любу в команде. Выбор был сделан на основе результатов нашего резерва. К счастью, мне удалось пробиться в сборную. А сказать больше об этом событии мне не позволяет скромность!
Именно Екатерине Галкиной мы предложили сняться в имиджевом видео SPORT.TUT.BY к старту XXXI летней Олимпиады в Рио-де-Жанейро. Съемки прошли в Национальном академическом Большом театре оперы и балета Беларуси. В образах гимнастки и балерины Катя выходила на главную сцену театра.
— Не передать словами, что я пережила за время съемок! — спортсменка очень эмоциональна. — Никогда не думала, что смогу побывать за кулисами Большого театра, не говоря уже о том, чтобы выйти на сцену. Поэтому когда мне предложили сняться в имиджевом ролике, счастью не было предела. Я увидела, как устроена работа в театре, как оно есть, и это навсегда останется со мной.
Как и многие девушки, в детстве Екатерина мечтала о роли в балете. Повзрослев, она стала фанатом этого вида искусства.
— Ходила в Мариинский театр на балет «Щелкунчик» и пришла в восторг от костюмов артистов и их выступления, музыки, да от всего! Хотелось бы однажды еще побывать в Большом театре в Москве, посмотреть на его ведущих балерин: Диану Вишневу, Светлану Захарову.
Мне также нравится японский балет. Там люди делают такое, я даже не знала, что это возможно. Например, мужчина может удержать на макушке головы балерину, которая в это время делает турлян (медленный поворот вокруг себя на одной ноге. — Прим. SPORT.TUT.BY).
Кого мне жалко в этой ситуации больше? Конечно, девочку! Она же может упасть с почти двухметровой высоты и пострадать в результате одного неловкого движения. Хотя, видимо, парню в момент поворота партнерши очень больно.
Фигуры, которые выписывают гимнастки на ковре, часто напоминают балетное выступление с той лишь разницей, что для гимнасток выход на площадку — это, прежде всего, состязание. А есть ли у их представлений сюжетная линия?
— Нельзя назвать это историей, но характер у композиции каждой гимнастки абсолютно точно есть, — считает Екатерина. — Особенно хорошо удается передать его под лирическую музыку. Если я нахожу такую, которая мне нравится, то движения рождаются естественным образом. И, честно говоря, иной раз приятнее слышать от людей о том, что во время просмотра моего выступления у них побежали мурашки по коже, нежели видеть оценки судей.
Выходит, что музыкальное произведение определяет настроение, которое передают зрителям гимнастки.
— Музыку выбираем всем миром, начиная от Ирины Юрьевны, тренера-постановщика и заканчивая мной, — продолжает рассказ Катя. — Когда мы сходимся во мнении, что эта композиция нам подходит, режем ее на одну минуту тридцать секунд, после чего ставим хореографию.
На этот раз на поиски нескольких композий для олимпийской программы пришлось потратить два месяца. Музыку под ленту нашли случайно: я ее где-то услашала мельком, зашазамила (приложение Shazam помогает отыскать название исполнителя и песни по фргаменту музыки. — Прим. SPORT.TUT.BY) и прослушала полностью. Она, кстати, звучит в начале нашего имиджевого видео к Олимпиаде.
Музыку под обруч нашли, когда стали перебирать композиторов, под произведения которых выступала Инна Жукова. За пять минут утвердили вариант, хотя до этого три месяца искали что-нибудь подходящее.
Каждый раз появление новой музыки в программе — это что-то неожиданное и приятное.
Выражаясь театральным языком, к Олимпиаде в Рио-де-Жанейро Екатерина Галкина полностью обновила репертуар. А о том, произведет ли он фурор в Бразилии, девушка отвечает уклончиво.
— В Рио-2016 я хотела бы для начала победить себя, — улыбается она. — Думаю только о том, чтобы все было хорошо, чтобы получилось все то, что я хочу сделать на своей первой Олимпиаде.
5 августа сборная Беларуси по художественной гимнастике отправится в Бразилию, где продолжит подготовку к олимпийскому турниру. Соревнования в индивидуальном и групповом многоборье пройдут с 19 по 21 августа.
Редакция портала благодарит Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси и Ольгу Савицкую за помощь в организации съемок на главной сцене и в репетиционном зале театра.