Вся правда о ламберсексуалах. Почему они выходят из моды?
фото: livejournal.com/media/456305.html
Психологи объясняют моду на бороды стремлением компенсировать подростковые комплексы. Последние годы ламберсексуальность была самым модным трендом во всем мире. Однако, по прогнозам, закат не за горами.
Термин «ламберсексуал», придуманный обозревателями отдела моды еженедельника «Times», образован слиянием слов «lumberjack» («лесоруб»), и «metrosexual». В общем, получается метросексуал с внешностью лесоруба.
От лесоруба у ламберсексуала — борода (обязательно) и мускулатура (крайне желательно). От метросексуала — общая ухоженность. Этот гибрид в течение последних пяти лет стремительно набирал популярность во всем мире, включая Россию.
Согласно результатам социологического опроса, проведенного Исследовательским центром Superjob. ru, популярность бород (самих по себе и в сочетании с усами) в России за последние годы выросла на треть. С 4 до 6% выросло количество мужчин, носящих только бороду, с 12 до 18% — бороду и усы.
Между геем и лесорубом
На всплеск популярность бород давно обратили внимание аналитики моды, социологи и психологи. И у каждой категории специалистов сегодня имеется собственное объяснение этого феномена.
Модные аналитики выделяют три категории любителей бород — помимо ламберсексуалов поклонниками растительности на лице оказываются приверженцы культуры хиппи, которая возвращается в моду с завидной регулярностью. И достаточно большая категория — мужчины, которые просто не любят бриться.
Что касается собственно ламберсексуалов, то это результат эволюции метросексуала. Общество пресытилась трендом ухоженного во всех смыслах мужчины, ему захотелось больше брутальности и мужественности. При этом специалисты подчеркивают, что на оба образа — метросексуалов и ламберсексуалов — значительное влияние оказала гей-культура. Не в смысле сексуальной ориентации, а в том, что именно гей-культура породила образ ухоженного мужчины, который сегодня продолжает развиваться. Очередным этапом такого развития как раз стал ламберсексуал, сочетающий внешнюю «бородатую» мужественность с невероятная ухоженность, включая маникюр и педикюр.
Социологи и психологи в своих толкованиях основываются на том факте, что основными приверженцами ламберсексуализма являются молодые люди. Как показал опрос Superjob.ru, и борода сама по себе, и борода в паре с усами популярна у людей молодых (до 24 лет) и среднего возраста (25–35 лет) чаще, чем у тех, кому 35 и больше.
На западе — это люди, чье взросление пришлось на годы повального увлечение компьютерами и моды на образ «яппи» — молодых профессионалов, богатеющих на новейших технологиях и биржевых спекуляциях. Другими словами, когда собственно сформировался образ «успешного ботаника», стремительно сместившего с пьедестала популярности «качка-супермена».
«Маменькин дрищ»
В России действовали совсем другие механизмы, но они привели к тому же результату. Юность российских ламберсексуалистов пришлась на «лихие девяностые», когда подавляющее большинство физически сильных подростков ринулись за быстрыми деньгами в преступную деятельность. Множество из них погибло в криминальных разборках, остальные сейчас за решеткой. По сути, выжили в те годы и добились жизненного успеха к сегодняшнему дню в основном «маменькины дрищи».
«Поколение было ужасное, без слёз не взглянешь, — рассуждает один из психологов. — Недокормленные или наоборот рыхлые. Слабые, забитые, позвоночники у всех больные. Хроники с патологиями, доходяги. Мамкины сыночки воспитанные на приставках и в компьютерных клубах. Но факт, что именно это поколение на подходе к тридцати годам массово ринулось в тренажёрные залы, тату-салоны и барбершопы, составив костяк „ламберсексуалов“. И это не просто новая мода на маскулинность и протест против навязываемой масскультом метросексуальности, а скорее, некая компенсация детских и подростковых комплексов в масштабах целого поколения».
Подтверждением «компенсационной теории» может служить тот факт, что по заверениям психологов, часто ламберсексуалы за всей этой внешней «мужицкой» витриной прячут свою нежную и ранимую сущность. «Это чувственные и чувствительные мужчины, которые любят себя и любят ухаживать за собой», — утверждают исследователи.
Еще один факт в доказательство «компенсационной» природы моды на бороды — материальное положение приверженцев ламберсексуализма. По оценкам Superjob. ru, бороды особенно популярны у молодых мужчин со сравнительно невысокими доходами. «Мужчины, зарабатывающие выше среднего, чаще всего гладко выбриты (74% против 66% среди россиян с доходом менее 25000 руб. и 64% среди тех, кто получает от 25000 до 35000 руб. в месяц)», — утверждают социологи агентства. Другими словами, тому, кто добился успеха, внешние эффекты в виде бороды не особенно интересны.
Согласно тому же исследованию, бороды в России особенно популярны у представителей публичных и творческих профессий. «Больше всего бородатых среди барменов (43%), поваров (36%) и дизайнеров (34%), — утверждает Suprjob. ru. — Реже всего носят бороду охранники (11%), водители (13%) и гендиректора (17%). Только усы чаще всего украшают лица врачей (8%), гендиректоров (также 8%) и охранников (6%).
Женский взгляд
Британский биопсихолог Найджел Барбер в 2001 году опубликовал в Journal of Nonverbal Behaviour статью, в которой сообщил о сенсационном открытии. Анализируя моду на бороду в Великобритании в 1842–1971 годах, он обнаружил, что усы, и в целом растительность на лице у мужчин становится популярной в периоды переизбытка женихов и дефицита невест. «Борода служит символом более высокого социального статуса и зрелости мужчины, и благодаря этому оказывается конкурентным преимуществом на брачном рынке», — делает вывод Барбер.
Впрочем, в России борода оказывается небольшим преимуществом в глазах женщин. «Гладко выбритые мужчины по-прежнему нравятся большинству женщин (45%), — утверждает Suprjob. ru. — Однако за последние 7 лет сторонниц отсутствия растительности на лице стало меньше (в 2009 году их было 50%), а ценительниц бород и усов выросло с 4% до 8%.
Молодым женщинам чаще нравятся мужчины с небольшой щетиной (39%) и мужчины с бородой и усами (12%). Женщины старше 45 любят, когда мужчина гладко выбрит (58%). Вариант, когда мужчина носит одни усы, нравится всего 1% женщин (наиболее усам благосклонны дамы старше 45 лет — 4%)».На пике популярности
Как бы то ни было, и аналитики моды, и психологи уверены, что ламберсексуализм клонится к закату. Для мира моды разворот в тренде произошел еще в январе, когда бороду сбрил ведущий программы вечерних новостей Би-би-си Джереми Паксман. Модные аналитики объясняют угасание популярности бород тем, что бородачей в мире стало слишком много, так что любители выделяться на общем фоне скоро придумают что-нибудь новенькое. Не исключено даже, что новым трендом станут мужчины с «семейным телосложением», включая небольшой животик. Это образ взрослого мужчины, который всего в жизни достиг и теперь может чуток расслабиться.
Психологи и социологи, в свою очередь, ссылаются на результаты исследований, проведенных в Сиднейском университете группой исследователей под руководством психолога Роберта Брукса. Исследователи показывали одной группе испытуемых только лица, покрытые густой бородой, второй группе — гладко выбритые лица. Третьей группе было предложено разнообразие лиц — от гладко выбритых и слегка щетинистых до лиц с жесткой щетиной и пышными бородами. В результате участники эксперимента нашли бороды более привлекательными в том случае, если они находились в окружении безбородых лиц. Гладко выбритые лица оказывались привлекательнее, если оказались в группе лиц с густым волосяным покровом.
«Изобилие бород негативно сказывается на их привлекательности, в результате чего предпочтение начинает отдаваться гладко выбритым лицам, — заявили организаторы эксперимента в журнале Королевского общества Австралии „Biological letters“. — Результаты эксперимента подтвердили, что бороды и гладко выбритые лица кажутся более привлекательными, если они являются редкими».
Так что харизматичный бородач хорош на «безволосом» фоне. А вот среди себе подобных он уже не производит на женщину впечатления «мужчины мечты».