"Неоновый демон": 8 из 10. Самый скандальный фильм Каннского фестиваля в минском прокате
Сегодня в столичный прокат выходит самый скандальный и обсуждаемый фильм Каннского кинофестиваля «Неоновый демон» Николаса Виндинга Рефна. AFISHA.TUT.BY аплодирует смелым прокатчикам и считает, сколько зрителей уйдет с сеанса до конца фильма (первый и единственный спойлер: 11!).
Виндинг Рефн — та часть датского кинематографа, которую минчане если и знают, то по наслышке. Не в пример хваленому на все лады Ларсу фон Триеру, который прокатывался в Минске с завидным постоянством. В то же время в киноманских кругах Рефна помнят еще по «Дилеру» и замеченному в конкурсе «Сандэнса» «Бронсону». А уж после награжденного в Канне «Драйва» («Золотая пальмовая ветвь» за лучшую режиссуру) датчанин вовсе стал священной коровой и даже присел на краешек триеровского пиджака.
На радость заскучавшей киноэлите в этом году Рефн снимает фэшн-хоррор о красоте и о том, что такое быть женщиной в современном мире. Но делает это такими средствами и в такой манере, что рекомендовать кино к просмотру девушкам «бледным со взором горящим» — так себе затея. Вы рискуете не только отбить у них желание становиться моделями, но и, что куда серьезнее, смотреть датское кино.
Эта территория — фильмов-инсталляций, арт-объектов, идеально скроенных дизайнерских предметов — подчиняется Рефну и становится пластичной. Податливый материал в талантливых руках превращается в некий симбиоз статичной скульптуры и интерактивной выставки, где зритель не просто смотрит — участвует. Только не спешите поддаваться и покупать билеты: аниматор из Рефна примерно как из Ардженто или Пазолини.
Фильм датчанина наглядно демонстрирует, что есть реальность, а есть представление о ней. Есть красота, а есть ее копия. Есть кино в классическом понимании, а есть стильная визуально впечатляющая видеоинсталляция под завораживающую электронику виртуоза Клиффа Мартинеса (вы должны помнить его по пульсирующему саундтреку к «Больнице Никербокер» и «Заражению» Содерберга, «Отвязным каникулам» Корина и еще десятку фильмов). Рефн дает фору любому неповоротливому классику тем, как умело и современно обращается с материалом. Он шутит там, где другие серьезны, льет литры крови и рассыпает блестки, пока фестивальные старожилы напыщенно надувают щеки и играют в занимательную философию.
В этом неоновом мире нет ничего подлинного, о чем сообщают с экрана герои картины. Что уж говорить о чувствах. Немногие попытки близости, которые возникают в фильме, как раз и заставляют особо чувствительных покинуть зал: некрофильские нежности — не то, к чему привыкла минская публика. Равно как и сцена орального секса с ножом. Чувство юмора датчанина имеет с широким зрителем еще меньше пересечений, чем его представления об интимности. Небольшой тест на определение того, подойдет ли вам «Неоновый демон», в целях экономии времени и денег: любите ли вы гротеск настолько, чтобы смеяться над сценами каннибализма? Если вас смутила уже сама формулировка вопроса, в прокате все еще идет «Тарзан» и начались «Йоганутые».
Сюжетная линия в «Неоновом демоне» проста аки любая история со страниц глянцевого журнала: девушка с периферии приезжает покорять Лос-Анджелес. Ей всего 16, но в модельном агентстве просят говорить, что 19. Всегда 19. Она красива от природы и быстро получает предложения, ради которых другие ложатся под нож пластических хирургов. Таких историй в индустрии красоты видимо-невидимо, но Рефн наполняет ординарную фабулу метафорами и образами по самое горло. И делает это не для того, чтобы усложнить вам просмотр, а потому что в визуальных искусствах, как, впрочем, и в живописи, образность — базис, а не надстройка. Расскажите об этом режиссеру недавно отгулявших в прокате «Одноклассниц», пожалуйста.
Демоны у Рефна не только внутренние — вполне себе реальные, одержимые красотой люди, который под личиной этой же красоты и скрываются. Под ее воздействием они меняются, трансформируются, клишируют то, что тиражируется, и тиражируют то, что возможно клишировать. Переживание на тему нарциссизма в 21 веке, конечно, не ново, но в «демоне» оно выкручивается наизнанку, швами наружу и примеряется уже в искаженном и изуродованном виде. Шокирует этим нарядом? Да. Издевается? Пожалуй. Но если вы смягчитесь, то сможете остаться с датчанином друзьями.
Отработав тему брутальности и мужского начала в предыдущих фильмах, Рефн пускается в путешествие по молочным рекам и кисельным берегам мира красивых, но опасных женщин. Они только на первый взгляд нежные котики, а на поверку — дикие животные, львицы и пантеры, готовые не просто уничтожить — последние соки выпить из своих соперниц. И в этом исхитренном подходе — подпустить ближе, только чтобы проще было ударить — мир воинствующих амазонок куда опаснее и жестче, нежели страна подкачанных с массивной челюстью, но смазливых мужчин.
Разговор о красоте не был бы полным, не упомяни мы актрису главной роли Эль Фаннинг. Она как лучшие образцы немого кино — может играть молча, полуулыбками, смущенно опущенными ресницами или ухмылкой с хитрецой. Ее внешность настолько киногеничная, ее так любит камера, что в некоторых сценах достаточно просто крупного плана Фаннинг — и вы будто загипнотизированы. А потом — раз, героиня Фаннинг меняется, как стерео-варио-картинки (ну такие, как в детстве, когда изображение трансформируется под углом).
Впрочем, минский зритель рискует не увидеть, как поменялось изображение, ведь он, громко матерясь, уйдет с просмотра. А жаль, у Рефна еще был десерт.
Итальянские каникулы в гостинице «Пекин». Главные герои ВOСКРЕСНОГО БРАНЧА: лазанья, минестроне, дзуппа инглезе и др. Также вас ждет китайская кухня, бассейн, зона загара, йога, игровая зона, DJ. Выберите лучший сценарий выходного для всей семьи.