Депозиты белорусов интересуют все меньше – нет денег

Источник материала:  
28.07.2016 12:37 — Разное

В июне снова сократился приток денег от населения на новые срочные вклады, особенно на Br-рублевые, где вновь был обновлен многолетний минимум открытия новых Br-депозитов - с учетом инфляционной поправки и в долларовом эквиваленте. Новых валютных вкладов открыто также меньше, чем в прошлом месяце, но их доля в общем объеме новых срочных депозитов физлиц достигла 87,5%. 

Приток денег от населения на новые срочные вклады резко сократился в апреле после сильнейшего падения  доходности отзывных срочных депозитов, как в Br-рублях, так и в иностранной валюте, и введения налога на процентные доходы по коротким вкладам (по Br-рублевым - до 1-го года, по валютным - до 2-х лет).

***

В июне было открыто новых срочных вкладов физлиц в национальной валюте (а в статистику включаются не только физический приток “новых” денег в банк извне, но и капитализация начисленных процентов и продление уже действущего вклада на новый срок без выноса денег из банка) на Br1,818 трлн, в том числе по сроку да 1 года - Br1,355 трлн, свыше 1 года - $0,463 трлн.

Это меньше, чем было в мае, при том, что в том месяце уже был достигнут минимум валового притока на срочные Br-депозиты с осени 2012-го, то есть более чем за 3,5 года. Теперь же – минимум обновлен.

Уменьшение валового притока Br-рублей от физлиц на Br-депозитные счета идет 3-й месяц подряд. И при этом надо учесть, что ежемесячно начисляется около Br0,5 трлн процентов, значительная часть которых капитализируется в новый вклад. Добавить еще пролонгацию действующего вклада - и получиться, что новых денег извне в банки население несет сейчас совсем незначительное количество.

Рекордная сумма валового притока на новые срочные Br-рублевые депозиты, Br14,04 трлн была в апреле 2015-го, после чего пошло быстрое сокращение, в первую очередь в связи с девальвационными ожиданиями, которые подтвердились в августе того года.

По своей абсолютной величине июньский объем новых вкладов минимален за 3,5 года, и выше, номинально, объемов предыдущих лет. Но с учетом инфляционного ослабления стоимости Br-рубля (сегодняшний Br-рубль по своей покупательной способности отличается от более раннего Br-рубля на величину инфляции за прошедший период), этот, июньский, объем новых срочных Br-депозитов - самый низкий более чем за 13 лет.

Даже в 2011-м, когда от стремительно девальвирующего Br-рубля пытались избавиться как можно быстрей (вспомним очереди в обменные пункты, пустые полки в магазинах импортной бытовой техники), валовый приток Br-рублей от населения на срочные Br-вклады был, в сопоставимой покупательной способности, более значительный, чем сейчас, в том числе на депозиты со сроком более 1-го года.

В долларовом эквиваленте новых Br-вкладов в июне открыто лишь на $91 млн. Такого малого приноса не было еще ни разу за последние 13 лет. Максимум $-эквивалента новых Br-депозитов был в конце 2013-го – начале 2014-го – более $1,2 млрд.

В ближайшей перспективе если и ожидать какого-то роста объема новых срочных Br-депозитов, то совсем небольшого, и это несмотря на сегодняшнюю выгодность их использования при стабильном курсе доллара и относительно высоких процентных ставках, дающих возможность заработать больше, чем на вкладах в иностранной валюте. Но о возвращении былых объемов не может быть и речи - денег нет.

***

Сумма открытых в июне новых депозитов населения в иностранной валюте составил $649 млн (в том числе на срок до 1 года - $365 млн, на срок свыше 1 года - $293 млн). Это меньше, чем было в мае, в котором был зафиксирован заметный прирост после резкого падения открытия новых срочных валютных вкладов в апреле.

Июньский объем новых валютных срочных вкладов - минимум за 3 года, с середины 2013-го года. А ведь еще совсем недавно был исторический рекорд валового притока валюты в банки от населения: в августе 2015-го он состоялся в сумме $1,512 млрд.

Рост интереса к валютным вкладам отмечен с 2009-го года, когда в январе того года произошла неожиданная для многих обывателей девальвация Br-рубля. До этого новых срочных валютных вкладов открывалось мало, предпочтение отдавалось Br-рублевым: с 2001-го по 2008-й Br-рубль был стабилен, и Br-рублевые срочные депозиты давали хороший доход в долларовом эквиваленте, намного больше валютных вкладов.

В Br-эквиваленте новых срочных вкладов физлиц в иностранной валюте до 2009-го был вообще мизер в сравнении с сегодняшними объемами даже с поправкой на инфляцию.

Объем новых срочных вкладов в иностранной вадлюте в ближайшее время будет однозначно сокращаться: у населения все меньше свободных денег, да и при отсутствии значимой девальвации на низкопроцентных валютных депозитах особо не заработаешь. Кроме того, в стране вскаются валютные облигации с большей доходностью.

***

Общий объем всех новых, открытых в июне, срочных вкладов физических лиц (и в Br-рублях и в иностранной валюте в Br-эквиваленте) - Br14,72 трлн.

Это минимум с осени 2013-го. А если убрать инфляционное неравенство сегодняшних и прошлых объемов (используя официальный индекс потребительской инфляции от Белстата), то сумма новых срочных вкладов от физлиц в отчетном июне – это примерно уровень 2011-го.

В долларовом эквиваленте объем валового притока средств населения в июне на все срочные вклады во всех валютах - $740 млн. Это объем остается многолетним минимумом показателя. В последнее время $-эквивалент объема новых депозитов был около $1-1,5 млрд в месяц, а ранее нередко превышал и $2 млрд.

Иностранной валюте белорусы доверяют больше: 87,6% новых вкладов в июне открывалось именно в ней. Рекордный же процент доли вкладов в иностранной валюте в общем объеме новых срочных депозитов физических лиц – 88,0%, зафиксирован в ноябре 2015-го.

Валовый отток с срочных вкладов превышает их валовый приток. По инвалютным депозитам физлиц снижение остатков длится 8 месяцев подряд, а по Br-рублевым - чистый отток (изменение остатков без учета капитализации процентов) идет уже 13 месяцев.

Одной из главных причин такой динамики – существенное падение реальных доходов граждан вследствие продолжающегося вот уже 1,5 года экономического кризиса, основанного на однобокой привязке Беларуси к России, размер экономики и потребительского рынка которой обрушились из-за падения цен на нефть, в то время как страны Восточной Европы показывают уверенный рост.

←В Беларуси продолжает сокращаться число ипэшников

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика