Беларусь де-факто стоит на пороге выхода из ЕАЭС
Госстандарт Беларуси через суд оспаривает российские сертификаты на товары легкой промышленности; эксперты предупреждают, что Госсстандарт сплошь и рядом будет признавать российские сертификаты недействительными.
Владелец ОДО «Интерсум» Сергей Сумарев купил детскую обувь у российского производителя – со всеми необходимыми документами, в том числе и сертификатами Таможенного союза. Но контролеры из Госстандарта Беларуси пришли к выводу, что обувь не соответствует техрегламенту, и наказали продавца. Хотя по договору ЕАЭС ответственность должен нести производитель продукции.
Сергея Сумарева оштрафовали на 500 базовых величин, или 42 миллиона неденоминированных рублей. Такое решение проверяющих органов шокировало предпринимателей, поскольку большая часть из них имеет на свой товар именно российские сертификаты.
А между тем, подавляющее большинство белорусских предпринимателей закупают товар именно в России…
«Госсстандарт сплошь и рядом будет признавать российские сертификаты недействительными»
Как такое могло произойти? На вопросы БДГ ответил директор аналитического центра Республиканской конфедерации предпринимательства Анатолий Змитрович.
– Создана юридическая коллизия. Если бы белорусский суд признавал документы Таможенного союза, у предпринимателя просто изъяли бы товар из реализации, и наказали бы производителя, чей материал не соответствует заявленному в декларации. А суд действовал на основе указа №48 президента – ответственность за отсутствие документов технического регламентирования. Пункт 3 четко говорит: за несоответствие отвечает, в том числе, и розничная торговля. Произошло необоснованное расширение понятия «выпуск продукции в обращение». Выпускать продукцию в обращение могут только два субъекта: импортер – за пределами Таможенного союза, и производитель – внутри Таможенного союза. Если бы белорусская сторона действовала на основании законодательства ЕАЭС, предпринимателя не наказали бы.
Мало того, меня очень поразило, что в судебном решении не указано – на основании какого документа обнаружено превышение в стельке на 20% вещества. Суд скрыл этот факт, чтобы избежать дальнейшего обжалования дела.
Но как установлено превышение вещества в стельке? Для этого надо было провести исследование на территории Республики Беларусь – в дополнение к исследованиям, результаты которых отражены в сертификате. Кто назначил дополнительные исследования, на основании какого документа, было ли такое право? Вопросы без ответов.
– Прецедент создан. Что за ним последует?
– Госстандарт сплошь и рядом будет признавать российские сертификаты недействительными. Под угрозой непризнания российских сертификатов придется каждому сертифицировать на территории Респуьблики Беларусь. Честно говоря, я так и сделал: у меня есть два сертификата – к российскому сертификату я сделал и белорусский, подстраховался. Мы проверили в Госстандарте российский сертификат, который мне дали: он действителен, он есть в базе данным, как присутствовал в базе и сертификат на товар Сергея Суриновича. Но если перепроверят мой товар, могут найти некие несоответствия со всеми вытекающими последствиями.
Беларусь превращается в анклав в рамках Таможенного союза со своими законами, которые противоречат законам Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Де-факто это означает выход Беларуси из ЕАЭС.
– Значит, Госстандарту законы ЕАЭС не писаны?
– Нет. Над Госстандартом стоит очень интересная вещь – импортозамещение. Сертификат, декларация, технический регламент – всего лишь инструменты борьбы с импортом.
Процесс будет только нарастать.