"Соседи в пробках". Торговец секондом и его Porsche Boxster S: "На нищих не наживался"
Наш сосед в пробках обожает красивые автомобили и покупает их по принципу «для каждого типа поездки должно быть свое авто». Сейчас в его гараже две машины и круизный мотоцикл, которые он приобрел благодаря своему бизнесу — торговле одеждой секонд-хенд. Одно из любимых приобретений — Porsche Boxster S 2000 года выпуска — автомобилист согласился показать AUTO.TUT.BY.
«Я очень люблю хорошие машины и комфортную езду», — признался Велимир, распахивая гаражные ворота, за которыми прячется его Porsche Boxster S. Только вот в последнее время на кабриолете автомобилист выезжает нечасто — кризис, говорит.
— Тяжело сейчас зарабатывать деньги, вот и стоит пока моя красавица под замком и ждет лучших времен, — вздыхает молодой человек, смахивая тряпочкой пыль с кузова лазурного цвета. — Конечно, эта машина не для кризиса и не для ежедневной езды — скорее, для красивых поездок по хорошей дороге.
Машина для уикендов появилась у автомобилиста три года назад. Ее характеристики впечатляют: объем двигателя 3,2 литра, мощность 300 лошадиных сил, разгон до 100 км/ч за 5,9 секунды. Но и аппетит у родстера неплохой — в городе расход бензина составляет 15,6 литра.
— Иметь кабриолет — это была моя заветная мечта. Просматривал объявления, искал варианты. Но Porsche даже не брал в расчет — мне казалось, что это что-то запредельное и фантастическое. Случайно нарвался на него, зацепил он меня очень. А когда посмотрел вживую, влюбился и сразу купил.
Сколько заплатил за машину, Велимир вспоминать не хочет: учитывая тот факт, что сейчас автомобили значительно упали в цене, те, старые, цены всех повергают в шок.
— Я не взбесившийся сынок богатых родителей, которые дарят любимому ребенку дорогие подарки. Деньги на все свои машины я зарабатывал сам, — говорит Велимир. — Какое-то время работал музыкантом — играл на саксофоне, потом был звукорежиссером, а через некоторое время решил сменить сферу деятельности на более прибыльную и занялся продажей одежды секонд-хенд.
Спустя пять лет торговли секонд-хендом Велимир может уверенно утверждать, что «на этом деле собаку съел», и без утайки рассказывает о своем бизнесе.
— Начинал торговать в маленьком магазине в Жодино. Сам сколачивал примерочные, делал вешалки для одежды, хотя руки у меня под это не заточены. Вместе с наемными работниками продавал товар. Потом открыли еще один магазин.
Примерно на треть продаваемой одежды накидывали 100%-ную надбавку. Остальная часть одежды была дешевле. Встречалась, говорит, в мешках с «кремом» (так называется самая хорошая и дорогая сортировка бэушной одежды) и некондиция, которую можно было продавать только как ветошь либо вовсе выбросить.
— Тогда секонд был востребован. Но от покупателей я наслушался разного: на нас собирались жаловаться президенту, потому что мы «покупаем гуманитарку за копейки, а продаем за бешеные деньги», «снимаем одежду с трупов», «наживаемся на нищих». Конечно, никого мы не обманывали и с трупов одежду не снимали. Покупали одежду в больших мешках на оптовых складах, сортировали и продавали, — с улыбкой вспоминает Велимир.
Единственное «жульничество», которое мог позволить себе молодой бизнесмен, — среди кипы бэушной одежды отобрать самые лучшие, добротные и модные вещи и оставить себе.
— Поначалу мы с азартом копались в этих вещах, но потом перестали — надоело. Да и стояли перед выбором: можно оставить красивую одежду себе, а можно продать ее за хорошие деньги и получить прибыль. Как правило, выбирали второе.
Через полгода Велимир решил, что пора выходить на новый уровень, и задумал заняться торговлей секонд-хендом оптом.
— Ничего не знал тогда, но все же поехал в Литву за оптом. Оказалось, не все так просто: есть таможня, санэпидемстанция, много других нюансов. Набивал шишки, а потом разбирался.
Но постепенно трудности были изучены и пройдены, и дело заладилось. Велимир избавился от розничного магазина и снял склад в Минске — бизнес пошел.
— Моя фирма не была крупным поставщиком, скорее середнячок. Поставки доходили до трех тонн одежды в неделю, да на складе всегда был запас около 10 тонн. Нельзя сказать, что я шиковал, но и голодный не ходил, хватало для спокойной жизни.
Бизнес предполагал еженедельные поездки в Литву, поэтому личный транспорт предпринимателю был необходим. Велимир успел купить, покататься, а потом продать Hyundai Santa Fe, Mitsubishi Pajero, несколько моделей BMW.
— Конечно, машина для бизнеса нужна. А мне лично автомобиль нужен еще и для удовольствия: когда еду на хорошей машине, то душа и сердце радуются, это даже отдых. Поэтому я предпочитаю покупать только хорошие авто. У каждого человека свои приоритеты — кто-то вкладывает деньги в драгоценности, кто-то в подушку зашивает, а я машины покупаю.
Велимир с удовольствием ездит и по Беларуси, и в соседние страны — по делам, да и просто прогуляться.
— Когда я только купил Porsche, то заметил, что люди обращают внимание на машину — оборачиваются, улыбаются, машут, кто-то фотографируется на ее фоне. Приятно, что уж тут лукавить. Да и машина эта редкая, в Минске я такую же видел только один раз.
Первым пассажиром в кабриолете была мама Велимира. Он решил устроить ей сюрприз и заскочил на Porsche на дачу.
— Мама впервые в жизни ехала в машине с откинутым верхом. Она радовалась, как ребенок, — высовывала руки и улыбалась. А я в это время радовался за нее. Знаете, люди старшего поколения по-другому подходят к выбору машин, практичнее, наверное. Такую машину мои родители себе никогда бы не купили.
Несмотря на то, что машинка шустрая, разгоняться до максимальной скорости автовладелец ни разу не пробовал. Предел, который выжимал, — 200 км/ч.
— Я не лихач, хотя дрифтануть на машине пару раз пробовал. Сама машина провоцирует на другой стиль вождения. Грешен — иногда в «шашки» играю, иногда и нарушу парочку правил. Но только с уважением к другим водителям: никаких наглых «подрезаний». Проблем с гаишниками у меня никогда не было, хотя останавливали довольно часто: просто из любопытства, спрашивали про машину, двигатель, заглядывали, что там да как. Пару раз за небольшое превышение скорости даже отпустили меня, сказали: «На этой машине, наверное, чуть на газ нажмешь — и не заметишь, как улетишь».
В соседней Литве на машину смотрят спокойно — у них и не такие по улицам ездят. А вот литовские таможенники на Porsche с белорусскими номерами реагировали с недоверием.
— Один раз я на границе застрял надолго — литовские таможенники «трясли» мой Porsche, почему-то показался он им подозрительным. Мало того что загнали в ангар на сканер, так еще и после всю машину разобрали. Ничего, понятно, не нашли. Ну что можно спрятать в родстере? — недоумевает автомобилист.
Плановое техобслуживание Porsche Велимир делал только в Литве, обходилось оно там в 100−150 евро. Пока с машиной работали, автомобилист занимался шопингом в вильнюсских магазинчиках (в то время он уже не отбирал себе одежду в мешках с секондом) и посиживал в кофейне с чашечкой эспрессо.
— Знакомые мне сразу сказали: не вздумай что-то делать с Porsche на наших СТО — если люди не имели дел с такой машиной, они могут неправильно что-то поставить. А на официальном сервисе в Минске эти услуги стоили бы на порядок дороже, чем в Литве. Кроме ТО, в машине ничего ремонтировать не пришлось — надежная.
Велимир говорит, что в технической части автомобилей разбирается слабо, но элементарные вещи — типа залить технические жидкости — может.
— Я даже ни разу в жизни сам не менял колеса в машинах. Но, думаю, если на пустынной дороге случится прокол, то никуда не денусь — поменяю, что я, четыре болта не смогу открутить?
Несмотря на отличное состояние автомобиля и привязанность к нему, Велимир надумал его продавать. Все потому, что в прошлом году его бизнес начал ложиться на лопатки.
— За пять лет работы у нас были разные времена. Как-то затопило склад и пришлось закупать весь товар с нуля. Но то, что происходит сейчас… Продажи упали многократно. Денег у людей сейчас настолько мало, что они почти ничего не покупают. А ведь еще есть китайская и вьетнамская промышленность, которая создает нам большую конкуренцию. Есть целый слой людей, который считает, что лучше купить новое китайское, чем бэушное европейское.
Сейчас, пока родстер стоит в гараже, Велимир ездит на Mercedes-Benz S-klasse: «Он большой, очень удобный, ехать на нем — что плыть на корабле», а для выездов в выходные купил себе круизер Honda Shadow.