"Наш дом вот-вот рухнет и похоронит нас". Жители коммунальных трущоб просят о помощи
О проблемном частном секторе в Автозаводском переулке столицы писали два года назад. Если пройти от станции метро Автозаводская в глубину квартала по улице Одесской, глазам открывается большой сектор старой деревянной застройки. Но дома не частные, а комунальные четырехквартирные. Живут в них люди уже почти 60 лет без туалета и горячей воды. Но, как в обычных квартирах, каждый месяц платят за капремонт и техобслуживание.
К слову, капремонта за 60 лет существования этих домов не было ни одного.
— Капремонт оплачивали, но все делали сами, ни у кого ничего не просили никогда, — говорит хозяйка одного из домов Александра.
О том, что с двумя маленькими детьми и пожилыми родителями просто небезопасно жить в доме, где падает потолок и трещит фундамент, Александра чиновникам говорит уже два года. Девушка не просит ни новый дом построить, ни дать ей квартиру взамен обветшавшего жилья. Просит лишь об элементарном: укрепить фундамент, который размывается дождями.
— В конце декабря прошлого года мы собрали подписи 150 жителей квартала, потому что тут все дома в таком состоянии, и отправили их в Администрацию президента и Министерство ЖКХ. Писали, что нас тут просто оставили доживать в нечеловеческих условиях, — рассказывает Александра. — Не реагировали на наше обращение полгода, и только две недели назад из ЖЭУ отправили двоих строителей. Они пришли, принесли вот эти белые кирпичи, подняли дом домкратом, на два сантиметра этими кирпичами подняли фундамент. Здесь везде была земля, дыры этой не было. Но когда прошел очередной ливень, все размыло, и земля вместе с кирпичами ушла вниз.
Семья второй раз вызвала строителей. Они приехали, но делать ничего не стали.
— Начальник участка нам сказал: вы тут все расчистите, а мы придем и будем что-то делать. Папа, рискуя своей жизнью, полез в эту яму, достал оттуда все кирпичи и куски старых плит, поставил подпорку, чтобы дом не рухнул окончательно. На следующий день, когда из ЖЭУ приехали начальники, они сказали нам, что мы живем в домах на курьих ножках и якобы хотим от них новый дом. Но мы не хотим! Хотим, чтобы нам отремонтировали фундамент. Сначала они пообещали поставить нам стенку, подпорки. Но потом замглавы администрации пришел и сказал, что составит на нас протокол за самовольное строительство погреба. Но этот погреб здесь испокон веков есть! Он был изначально в доме, мы его не делали. Это даже прописано в техпаспорте.
В плане дома, который был на руках у представителя администрации Заводского района, погреба почему-то не оказалось. И семье прислали предписание, в котором было сказано, что до 10 августа жильцы должны самостоятельно засыпать погреб.
Предписание у юриста ЖЭУ мама Александры смогла оспорить. Но в пятницу днем в почтовый ящик семье бросили повестку в суд. В ней черным по белому было сказано явиться в суд Заводского района в 11 часов.
— Повестку принесли на два часа позже, чем было назначено заседание. Это вообще что творится? — удивляется Александра. — Но ладно с погребом — мы боимся что этот дом рухнет и нас похоронит.
На все просьбы семьи в администрации и ЖУЭ говорят одно: дом ваш — делайте все сами. И дыру в фундаменте тоже своими силами закладывайте.
— Дыру заложить и фундамент укрепить — две разные вещи. И мы же не в частном доме живем, а квартиру в нем занимаем. Почему мы, оплачивая капремонт по жировке, сами должны ремонтировать фундамент? Я у чиновников так и спросила: вы жителей многоэтажек тоже заставляете укреплять фундаменты? Говорят: так то ведь многоэтажки, не сравнивайте! А в чем разница? Мы здесь тоже за квартиру платим, а не за дом. И документы на приватизацию подавали квартиры, а не дома. Дом остается у государства, а квартирам — у нас. Да, не заработали на лучшее жилье. Но если нам идти некуда, это же не значит, что нас можно вот так бросить.
Документы на то, чтобы признать дом непригодным для проживания, семья, как и многие соседи, подавала не раз. Но всегда получала одинаковый ответ: дом 1958 года постройки пригоден для проживания, но не соответствует санитарным и техническим нормам. Писали также, что дом идет под снос в перспективе до 2020−2030 годов, поэтому капремонт делать нецелесообразно.
— То есть может быть, когда-нибудь нас снесут. А может и нет. И мы должны ждать, что или нас успеют отселить, или дом рухнет, — говорит Александра.
TUT.BY ждет ответа на официальный запрос от администрации Заводского района.