Беларусь-ЕС: надежды, ожидания и реальность
Какие надежды сейчас связывают белорусы с сотрудничеством с ЕС, чего ждут и есть ли основания ждать большего?
«Европа как историческая родина Беларуси»
Валентину Акудовичу, белорусскому философу и писателю, автору книги «Код отсутствия. Основы белорусской ментальности» представляется не вполне корректным вопрос, чем интересно и полезно для Беларуси сотрудничество с Евросоюзом: «Беларусь должна вернуться в Европу, с которой она связана исторически, это будет возвращение на родину, такова белорусская сущность. Или Европа должна вернуться в Беларусь», пишет Thinktanks.by.
«Территория, обозначенная сегодня на карте как Беларусь, колебалась, как маятник, переходя из латинского мира в византийский и обратно. Но наиболее интересными и плодотворными для развития Беларуси были времена, когда она принадлежала латинскому миру», - говорит Акудович. Он готов приводить «тысячи примеров, доказывающих связь Беларуси с Европой. Например, нас объединяет с ЕС исторически сложившаяся многоконфессинальность, в интеллектуальной среде в Беларуси доминируют европейские ценности, и я уверен, что, не смотря на то, что в силу геополитических обстоятельств Беларусь оказалась отлученной от родного для нее европейского контекста, в перспективе наша страна – европейское государство».
Возвращение Беларуси в Европу Акудовичу видится процессом вне политики: «И идет он стремительно, причем на бытовом уровне: качественный ремонт у нас называют евроремонтом, хороший дизайн – евродизайном, красивые окна – евроокнами. Уже многие белорусские местечки выглядят абсолютно по-европейски, и уже не везде заметна разница при пересечении границы Беларуси с ЕС. Европа манит белорусов, что доказывает лидерство по количеству получаемых шенгенских виз в мире».
Будущее Беларуси, уверен Акудович, в сообществе европейских стран как бы оно ни называлось, независимо от того, будет ли существовать Евросоюз в его нынешнем виде.
Между тем, по оценке эксперта НИСЭПИ социолога Сергея Николюка, в зависимости от постановки вопроса количество проеевропейски настроенных белорусов колеблется в пределах 30 процентов. Однако, он констатирует явную связь настроений белорусов от освещения белорусскими медиа белорусско-европейских отношений, ситуации в самой Европе, а также от позиции российских телеканалов, которые смотрят белорусы.
Беларусь-ЕС: тенденция на нормализацию отношений
Пока же по сравнению с другими странами Восточного партнерства достижения Беларуси в развитии связей с ЕС – скромные: на данный момент отсутствует базовое соглашение о сотрудничестве. Об интеграции Беларуси в ЕС по примеру трех стран Восточного партнерства речь не идет. Тем не менее, к конкретным достижениям (на фоне прежних сложностей на официальном уровне между Минском и Брюсселем) является сам факт наличия отношений, которые так или иначе развиваются. И в Минске, и в Брюсселе работают полномочные представители, проходят достаточно регулярные встречи на разных уровнях, идет поиск идей для интенсификации отношений, отмечает директор по исследованиям минского «Либерального клуба» политолог Евгений Прейгерман.
Одна из таких идей, например, - проект Евросоюза для белорусов MOST (Mobility Scheme for Targeted People-to-People-Contacts). Количество желающих участвовать в программе, предполагающей целенаправленные межличностные контакты между профессионалами из Беларуси и 26 стран ЕС, по оценке советника представительства ЕС Филиппа Бернара, внушает оптимизм и является хорошим сопровождением белорусско-европейского диалога. Стажировки белорусов в Европе, по мнению Филиппа Беранара, закладывают основу не только для карьерного роста участников проекта, но и институциональных перемен.
Также важно, отмечает Евгений Прейгерман, что Беларусь, имея ограничения в двусторонних отношениях с ЕС, участвует в многостороннем формате Восточного партнерства с начала запуска этой инициативы и не вышла из нее даже в самые конфликтные моменты. Более того, отмечает политолог, при всех нюансах и разногласиях Минск регулярно выступает с собственными предложениями по развитию отношений. В их числе Прейгерман называет облегчение визового режима, содержательные переговоры о базовом соглашении, расширении и интенсификации секторальных диалогов с выходом на конкретные проекты.
Если сразу после отмены санкций ЕС против Беларуси в феврале 2015 года комментарии большинства экспертов сводились к формуле «Минск смотрит на ЕС с робкой надеждой на взаимодействие», то за прошедшие несколько месяцев, констатирует Прейгерман, тенденция на постепенную нормализацию и активизацию контактов и отношений в целом вышла на качественно новый уровень.
Сотрудничество с ЕС укрепляет и усиливает суверенитет и конкурентоспособность Беларуси
Сближение Беларуси с Евросоюзом неизбежно просто в силу «инстинкта» выживания, сотрудничество с ЕС усиливает и укрепляет суверенитет и конкурентоспособность Беларуси, отмечает директор Центра европейских исследованийАлександр Адамянц.
ЕС для Беларуси интересен как сосед, с которым есть общие интересы и вызовы, - начиная с безопасности и заканчивая торговлей: это полумиллиардный рынок с высокой покупательной способностью и один из двух центров геополитического притяжения, констатирует Прейгерман.
Белорусы, по его словам, ждут больших возможностей путешествовать в страны ЕС и меньше трудностей (как в финансовом и временном, так и в эмоциональном отношениях) в процессе получения виз. Власти ждут большей заинтересованности в Беларуси со стороны институтов и государств ЕС, лучшего понимания Беларуси как объективно существующей страны (о чем, кстати, редко, говорится из-за традиционной фокусировки на проблемах политического режима, а также вписывания отношений Беларуси и ЕС в контекст отношений Запада и России), более прагматичной позиции Брюсселя и финансовой поддержки.
Бизнес ждет соглашений и договоренностей, которые облегчили бы экономическое сотрудничество, предоставили бы новые возможности для развития совместных предприятий. Университеты, научные сотрудники и студенты ждут больших возможностей для совместных академических проектов и обменов.
«Многие сферы нуждаются в модернизации, но без европейского посредника реформы вряд ли начнутся. Во-первых, потому что для трансформации Беларуси нужен европейский передовой опыт. Во-вторых, необходим импульс извне», полагает Владимир Дунаев профессор философии, экс-проректор Европейского гуманитарного университета представитель Общественного Болонского комитета. На его взгляд, сфера высшего образования могла бы стать моделью сотрудничества Беларуси с ЕС и его наиболее перспективным направлением.
Александр Адамянц убежден в том, что новую динамику отношениям Беларуси с ЕС придало бы большее внимание и поддержка со стороны Еврсоюза белорусскому гражданскому обществу, так как от степени его развития зависит качество и скорость демократических процессов, и это, по мнению Адамянца, как раз та инвестиция, которая принесет наибольшие дивиденды.