Как достраивают новый продюсерский центр в Осмоловке. "Кризис. Золотых унитазов не будет"
Новый продюсерский центр в Осмоловке (улица Коммунистическая, 24), согласно паспорту объекта, сдадут к октябрю текущего года (срок переносился, достроить собирались годом ранее, аккурат к десятилетию центра. — TUT.BY). Теперь, видимо, успевают: фасадные работы завершаются, асфальт закатывается, блестит под дождем плитка у парадного входа. В цветастом платье, с кипой бумаг пришла женщина — очередная «комиссия». Строители говорят, что «по сто раз на дню» заходят проверяющие — верный признак того, что стройка завершается.
На балконе второго этажа новенького продюсерского центра обедают строители. В бытовке, которая находится во дворе особняка, тоже обед. «Самый главный» с бутылкой кефира на столе, молчаливый и злющий, экскурсию по новенькому центру проводить не захотел, сказал, что «нечего там пока смотреть, золотых унитазов нет, сами понимаете какое время». Тут он, конечно, прав: за грязными стеклами особняка видны только голые стены.
— Давайте хоть плитку вам покажу, как красиво выложил у входа, — неожиданно предложил один из строителей, видимо, чтобы отцепиться. — Посмотрите, как и задумывал архитектор — в форме грампластинки.
Конечно, рассматривать «пластинку» у входа хорошо было бы со второго этажа, где предусмотрен балкон с коваными перилами, но туда «категорически» не пустили. Сказали, что только «с разрешения начальства».
К слову, само начальство тоже приезжало на объект — месяца полтора назад.
— А мы не знаем, понравилось Александру Васильевичу (Александр Шакутин — основной владелец «Амкодора», бизнесмен — Прим. TUT.BY) или нет, — пожимали плечами строители. — С нами такие вопросы не обсуждали. Но мы своей работой довольны. Такой дом — монолит — простоит сто лет, даже больше! Не то что эти «осмоловские» дома. Люди вот жаловались, что здесь строится центр, а мы, наоборот, удивлялись: как они живут в таких ветхих домах? Когда разбирали кладку, увидели, насколько здание разрушилось, фундамент был в трещинах. Пришлось вызывать комиссию, которая и приняла решение не сохранять стену, которая, согласно проекту, должна была остаться. В итоге стену эту пришлось разобрать, но чтобы оставить память о доме и времени, на первом этаже часть новой стены выложили кирпичом из старой кладки. Вот в рамочку еще оформим — и будет память.
В том, что одну стену дома хотели сохранить, есть, мягко говоря, лукавство. На проектных снимках видно, что все стены строящегося здания будут новыми.
Получается, главное — это чтобы в самом процессе было слово «реконструкция»: оно дает возможность проводить строительные работы в историческом центре города. Местные активисты пытались это доказать, писали в прокуратуру, собрали много документов, но стройку так и не остановили.
Строители тем временем копали котлован под новый особняк и радовались находкам, как дети.
— Когда копали здесь, то нашли восемнадцать снарядов, шесть старинных бутылочек и монеты 40-х годов. А в доме обнаружили керамическую плитку с царскими печатями. Только вы уже это не сфотографируете — всё растащили по частным коллекциям.
Внутри трехэтажного здания работы все же ведутся. Самые сложные, уверяют строители, были в цокольном этаже, где по проекту расположена звукозаписывающая студия. (Если бы сохранили стену и подвал, то студию расположить в этой части здания не удалось бы. — Прим. TUT.BY) Говорят, что над проектом трудились специалисты из Англии, которые в этом деле «не одну собаку съели».
— О-о-о, там стены отделаны по специальной технологии, всю работу англичанин курировал, — рассказывает подробности один из строителей. — Даже полы многослойные по шумоизоляции продумали до мелочей.
Но местные жители новому центру, «аналогов которому у нас еще нет», не рады.
— Этот центр очень плотно расположен к соседним домам, считайте, окно в окно, — рассказывает местная жительница Галина. — Тот дом, что снесли, стоял на метра три-четыре дальше. И уж было с этим смирились, как снова беда: убрали детскую площадку, качели, скамейку, вырубили сливы, что сажал мой отец — и оборудовали на том месте… мусорку! По этому вопросу мы недавно звонили на горячую линию Администрации Центрального района. Да где там?! Нас не услышали, как будто все так и надо. А здесь жить стало невыносимо: недавно асфальт укладывали специальной техникой, которая сильно вибрирует, так грохот стоял такой, как будто землетрясение началось! Соседи с перепугу тарелки из сервантов начали доставать, чтобы не разбились…
Жильцы квартала, где построили новый продюсерский центр «Спамаш», сходятся во мнении, что «строить можно, но не так, как в этом случае — без уважения к людям и городу».
— Это неэтично по отношению к кварталу и ко всему Минску. Это здание — грубейшая архитектурная ошибка, как строительство «дома Чижа» и «экс-Кемпински», — говорит житель Осмоловки, директор Коммуникационного агентства EZERIN`COM Андрей Эзерин. — И вот парадокс: руководство страны на всех уровнях ставит вопрос о туристической привлекательности центра города, а с другой — все разрушают.