Заадреналиненные по уши. Как AUTO.TUT.BY учился объезжать мощные моторы в "Академии Porsche"

Источник материала:  
03.07.2016 15:00 — Разное

Что будет, если не очень опытной домохозяйке дать вместо ножа хирургический скальпель? Скорее всего, она просто добавит свои пальцы в оливье — и именно так зачастую случается после покупки мощного спортивного автомобиля. Вспомните резонансные ДТП — чаще всего там «не справился с управлением». Чтобы справляться, специалисты рекомендуют посещать специальные гоночные школы. AUTO.TUT.BY побывал в «Академии Porsche».


Раннее утро, стамбульский парк Intercity. Здесь находится гоночный трек класса «Формула-1», спроектированный именитым разработчиком трасс и автогонщиком Германом Тильке. Увлекательные и непростые 5,3 километра принимают Гран-при Турции начиная с 2005 года. И именно здесь в этот раз проведет свои занятия Porsche Driving Center. Вместе с другими европейскими журналистами мы в рамках «Академии вождения» за полтора дня пройдем программу обучения схожую с той, что предлагается клиентам Porsche. Нужно понимать, что за полтора дня гонщиками не станем: мы пройдем базовый уровень, который поможет понять основные принципы управления автомобилем. Дальше предела совершенству нет: после нескольких «продвинутых» программ можно расти хоть в профессионального гонщика. Но базовый курс специалисты Porsche советуют пройти всем обладателям мощных автомобилей.

Два десятка припаркованных спорткаров уже ждут нас. Практически полный набор моделей — 911, Cayman, Boxster, Macan, Cayenne, Panamera — и их модификаций, включая GTS, GT3 RS, GT4 и, конечно, Turbo S.


Короткий брифинг — история компании, модельный ряд, принципы вождения и физика сцепления. Особое внимание уделяется правильной посадке и типичным ошибкам управления: «недостаточному» и «избыточному» рулению. Посадка и руление — вот два кита, на которых стоят большинство ошибок пилотов. Любите сидеть в автомобиле полулежа? Забудьте об этом: спина должна быть почти прямой, а запястья рук должны свободно лежать на верхнем секторе руля. Только тогда у вас будет контроль над машиной.

Что до техники руления… Только сидя на тренажере или находясь на треке можно понять, что такое «перекрутил» или, наоборот, «недокрутил» руль. Поэтому без специальных навыков специалисты советуют целиком и полностью полагаться на электронику. И ни в коем случае ее не отключать! Это и стало основным посылом курсов: задача водителя современного спорткара — освоить работу с электронными системами, и научиться доверять им.


На мокром покрытии работа противозаносной системы Porsche раскрылась полностью: она допускает небольшие скольжения, при этом работает мягко, ненавязчиво. Отличная настройка!

Для помощи водителю, напомню, в Porsche используется система контроля курсовой устойчивости PSM. Ее сенсоры постоянно отслеживают направление и скорость движения, поперечное ускорение, а также быстроту поворота относительно вертикальной оси. При необходимости электроника притормаживает отдельные колеса, стабилизируя автомобиль. Еще одна функция PSM — приведение тормозной системы в состояние повышенной готовности в ситуации, когда водитель резко убирает ногу с педали газа. Это позволяет, в случае чего, сократить тормозной путь. Поэтому, где бы вы ни были: в городе, на трассе, на гоночном кольце — ни в коем случае не отключайте противозаносную систему. И это правда: заезды на мокрой трассе подтвердили, что с отключенной PSM машина превращается в неуправляемый кусок железа. А с включенной можно ехать быстро и эффективно, на грани скольжений.


SUV не посрамили честь марки: едут они отлично, высокий центр тяжести им не помеха. Но при этом и на бездорожье — настоящие «бойцы».

То же самое можно сказать и о SUV из линейки Porsche. И Cayenne, и Macan требуют только одного: не отключайте электронику! Причем это касается не только езды по асфальту, но и по бездорожью. Перед тренировками проводим небольшое офф-роуд-тестирование Cayenne на сафари с бездорожьем, крутых (до 40 градусов) волнительных подъемах, когда практически горизонтально лежишь в кресле, и наклонных уступах, создающих ощущение неминуемого переворота. Системы «автономного» спуска в наклоне и Porsche Stability Management легко справляются со всеми трудностями — даже когда несколько колес висят в воздухе. Поэтому самое главное правило «Академии Porsche» — не отключайте электронику!

Хотя после получения определенного опыта, да на гоночном треке — можно вполне побаловаться без электронных «ошейников».


Система Launch Control требует от водителя нажать две педали вместе, а потом просто отпустить тормоз. Машина выстрелит с места так, как и не снилось даже самому опытному водителю. Электроника все делает лучше и быстрее — это реалии сегодняшнего дня.

Переходим к специальным упражнениям. 580 «лошадей» полноприводного 911 Turbo S уносятся с места пулей, вжимая «седоков» в ковши сидений — сейчас мы изучаем систему Launch Сontrol! В глазах натурально темнеет от скорости разгона (2,9 секунды до сотни «по паспорту») — это отметили все, проехав на пассажирском месте! Но и здесь вездесущая электроника: если все отключить и просто давить на газ, машина потеряет время на пробуксовку. Если включить систему старта с места, автомобиль буквально «выстреливает» вперед без пробуксовки.

Для максимально эффективного ускорения на старте нужно нажать педаль тормоза левой ногой, а правой — на газ до характерного рыка, после которого можно бросать тормоз. 911-й срывается с места и с «тапкой в пол» стрелой отправляется в нужную сторону. Серийная коробка передач Porsche Doppelkupplung (PDK) с передаточными числами, подобранными с учетом особенностей эксплуатации автомобиля на гоночных трассах, нам в помощь.

Поэтому и здесь убедительная победа электроники: соберетесь на драг-рейсинг, не отключайте электронных помощников.


В номинации «Управляемость» я бы присудил победу Boxster: легкая машина порхает как бабочка, а жалит трассу как пчела. Удачная машина, управлять которой — настоящий кайф.

Следующее упражнение — «переставка», моделирующая аварийную ситуацию с резким объездом препятствия и возвращением на прежнюю полосу. Тренируемся сперва с включенной системой стабилизации PSM, затем отключая ее. Как и ожидалось, с PSM контроль ситуации четче, зато без — больше драйва от своих действий. Но очень важно отметить, что противозаносная система Porsche срабатывает очень мягко, нежно — поэтому ее присутствие почти не замечаешь. Но при этом она максимально защищает жизнь водителя и пассажира: занос с ней невозможен.

Кстати, по управляемости больше всего понравился Boxster с центральным расположением двигателя: рулится особенно ясно и точно.


Еще одна система, помогающая спортивно-агрессивному вождению, — Porsche Active Suspension Management (PASM), которая в режиме Sport «приземляет» подвеску и делает ее ощутимо жестче. Наступает черед идти на «мокрое дело». Пробуем дрифт с PSM и без на мокром «зимнем катке» и проезд через так называемый Kick Plate. На специальной площадке машина сходу попадает на скользкую дорогу, где тренажёр создает занос в случайном направлении.


Cayman тоже не лыком шит: как ни странно, «маленькие» Porsche оказались очень серьезными «бойцами». Не могу сказать, что они в чем-то уступают «старшим» 911. Они просто другие: легче, проворнее. Мощности, правда, чуть меньше.

Отсутствие опыта зимнего вождения на заднем приводе заметно снижает уровень уверенности в своих навыках. Помощь системы курсовой устойчивости в этих упражнениях особенно чувствуется. Поэтому и в случае дрифта на скользком покрытии лучше это делать при помощи электроники: так безопаснее, так спокойнее. И эффектность не страдает: кто со стороны догадается, что электронные системы включены?

Наконец начинается самая долгожданная часть обучения — сопровождаемая езда по самому настоящему гоночному треку F1!


Гоночный трек — царство «больших» 911. Запаса мощности хватает везде и всегда, поэтому для трек-дней и автобанов нужно покупать 911.

Небольшой инструктаж: как выбирать оптимальную траекторию движения, правильно в три приема проходить повороты, использовать всю ширину трека… Основной акцент — не на достижении высоких скоростей, а на совершенствовании навыков управления автомобилем на треке. Отдельная тема — throttle steering или, переводя на русский, дроссельное руление: при сбросе газа вес переносится на «нос», позволяя уменьшить радиус кривой, а разгон, наоборот, загружает корму и увеличивает дугу.


Чтобы по-настоящему раскрыть суть Porsche, нужно обязательно выехать на гоночный трек. Только там эти автомобили чувствуют себя рыбой в воде: после 200 км/ч все только начинается!

Заадреналиненные до ушей, нетерпеливо газуем на стартовой площадке, кайфуя от сочного рычания выхлопа. «Вкуснее» ушам лишь рев оборотов на треке да характерный взрывной звук понижения передачи с перегазовкой при торможении! Конечно, сперва изучаем трассу, выходя для осмотра особенностей поворотов, после чего проходим ее без остановок «медленно», до 100 км/ч. Затем все быстрее, постепенно повышая скорость прохождения кругов и меняясь на старте машинами. Turbo, Сarrera, Boxster, Cayman… Разрешено «играть» с настройками, переключать режимы sport, sport+; нельзя лишь выключать PSM. Модели на треке, конечно, ведут себя по-разному.


Самое сильное впечатление оставил Boxster: от него ничего не ожидал, но автомобиль оказался на удивление хорош. Очень острый, очень резкий — и очень приятный.

Cayman управляется легче и четче, 911-й менее устойчив и требует побольше усилий, Boxster отстает на прямой, требует точности, но вертляв и цепок на поворотах. Итого — десяток кругов, следуя парами за траекторией кажущегося уже лишним инструктора, разгоняясь на прямых отрезках до 200−220 км/ч! Не «максималка», конечно, но всё же быстро. Волнение, возбуждение, драйв, задор, кайф, встряска — и самое главное, после этих заездов я с неделю ездил тихо и спокойно. Просто не хотелось гнать, не хотелось резко ускоряться, ведь свой запас адреналина я выпустил на гоночном треке.


Поэтому завершить текст хотелось бы следующими словами. За полтора дня в «Академии Porsche» из тебя не сделают гонщика — но позволят трезво взглянуть на свои возможности, плюс покажут несколько интересных приемов. И один из самых главных постулатов: не отключайте электронику. Как показала практика, она теперь совершенно не мешает во время быстрой езды — но при этом бережет от нештатных ситуаций. Чтобы научиться ездить по-настоящему быстро, нужно пройти еще несколько программ «Академии». Но, улетая из Турции, я очень сожалел об отсутствии гоночного трека в нашей стране: сколько жизней удалось бы сберечь, если бы в Беларуси «гонщикам» можно было «выпустить пар» на гоночном кольце. Хочется верить, что до начала строительства своей гоночной трассы мы все же доживем. Ведь мощных машин в стране достаточно, и не только марки Porsche.

←В Беларуси задержан предполагаемый вербовщик боевиков для ИГИЛ из Чечни

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика