"Огуречники" из Ольшан: повезет - за сезон можно и на BMW X5 заработать
Дмитрий Босак, Sputnik.
В полдень на оптовом рынке уже немноголюдно. На парковке стоит несколько пустых грузовиков, готовых принять долгожданные килограммы огурцов, несколько машин уже догрузились и уезжают. Время от времени появляются бусы с новой порцией товара.
К слову, микроавтобусы в Ольшанах чуть ли не самый распространенный транспорт — огурцы на рынок возят все. В агрогородке практически нет подворий, где не стоял бы парник: у кого-то побольше, у кого-то совсем маленький. Здесь живет более 7 тысяч человек, семьи в основном многодетные. Дети здесь — незаменимые помощники в семейном деле. "Гурками", как местные называют огурцы, ольшанцы занимаются из поколения в поколение.
"В четыре часа утра встаю и иду собирать"
30-летний Василий привез на рынок несколько десятков мешков. Себестоимость одного — 30 тысяч рублей. Перекупщики дают 25 тысяч — по 5 тысяч за килограмм. Сегодняшнюю партию мужчина собирал все утро. Его парник относительно небольшой по меркам ольшанцев, но больше, чем средний дачный участок под Минском — 9 соток.
"В четыре часа утра встаю и иду собирать. К 10 утра заканчиваю. Без разницы, сколько огурцов соберешь, но рвешь все равно пять часов. Надо каждый куст осматривать. Но по времени просто больше не выдержишь — температура внутри 50-60 градусов", — рассказал Василий.
Заниматься сельским хозяйством мужчине помогает жена. Сейчас она сидит в декрете с третьей дочкой.
"Успеваем и детей малых глядеть, и работать. Бывает, родственники помогают огурцы собирать, как не успеваем. Начинаем с мая, и до морозов. Все время мотаюсь на рынок. Нелегкий труд. У кого большая площадь, тому людей нанимать приходится. У меня немного земли", — поделился собеседник Sputnik.
"Даже маленькие дети подменяют отца, чтобы ночью топить теплицу"
Ольшанцы Михаил и Алексей, находясь в деревне, помогают россиянам закупать огурцы — загружают фуры и отправляют. Михаил с парниками завязал, а Алексей еще выращивает.
"После Нового года уже спать некогда. Даже маленькие дети подменяют отца, чтобы ночью топить теплицу. На улице минус пять, если не дай бог час прохлопал, пропал весь твой труд, весь сезон пропал. Приходит воскресенье — в церковь все сходят и лежат валом… И снова все по кругу. Люди молят бога, чтобы следующий праздник быстрее пришел, чтобы обратно отдохнуть", — объяснил мужчина.
После новогодних праздников местные начинают готовить рассаду. В конце февраля сажают ее в теплицу и топят примерно до конца марта. Потом накрывают парник, который тоже отапливается, пока огурцы не наберут рост. Когда приходит тепло, начинают рвать. Занимаются не только огурцами. Выращивают все: помидоры, капусту, свеклу, морковку.
"Все нужно сажать, чтобы на чем-то выиграть. Видите, я на BMW X5 катаюсь. Я просто попал в нужное время. Капусту посеяли с братом, была нереальная цена в 2010 году во время засухи. Вот и все. Повезло тогда. И со всем так. Кто на капусте поймает сезон, кто на морковке. На огурцах минус, на помидорах может быть плюс", — рассказал житель огуречной столицы Беларуси.
"Весной все в долгах, чтобы опять запуститься"
По словам "огуречников", имея 20 соток парника, при нормальных погодных условиях и урожае за сезон можно заработать около 10 тысяч долларов. Вложить при этом нужно будет около 3-4 тысяч. Если что-то пойдет не так, например, заведется болезнь, то можно будет только расходы покрыть.
"А еще же надо заработать. Я себе на квартиру зарабатывал 40 лет. Купил квартиру в Пинске за 50 тысяч. Сам торговать ездил. Просто нечем больше заняться. Чем ты еще займешься? У кого двенадцать детей в семье и все уже повырастали, обрабатывают по 40-50 соток теплиц и никого не нанимают. Все себе в дом. А весной все в долгах, чтобы опять запуститься", — объяснил Алексей.
В нынешнем сезоне цены на огурцы низкие, в прошлом году были еще ниже — полторы тысячи рублей. Из-за дешевизны за товаром часто приезжали поляки.
"Люди все в минусе, на бобах сидели. Если машин стоит целый рынок и все просят продать, а огурца мало заехало, цена вверх идет. В России катаклизмы — у нас цена растет. Все от России зависит. Она будет есть — мы будем есть. А не станет есть наш огурец — все, мы батраки. Хотя мы и так батраки", — задумался Михаил.
"Каждый хочет заработать, а нам уже "што з носа спадзе"
46-летний Василий Петрович из деревни Малешев Гомельской области выгружает мешки с ценным товаром на весы. За два дня он привез на рынок 500 килограммов огурцов. Перекупщик дает по 4 с половиной тысячи рублей за кило. Вчера вечером покупали за 2 тысячи.
"Сдавать лучше с утра — цена выше. Но на день она десять раз меняется. У государственных машин стабильная, а частники могут и больше дать", — пояснил собеседник.
В семье мужчины семь детей. Старшему 23 года, младшему — 12. Каждый имеет свой парник, шутит житель соседней деревни. Семья работает целый год. Занимаются не только овощами. Они держат целое хозяйство — свиньи, коровы, куры.
"Мы целый год работаем, как на каторге, а перекупщики зарабатывают. Они по дворам ездят, дешевле берут на тысячу-две, а потом на фуру тут и сдают, как договорятся. И повсюду столько таких посредников. И каждый хочет заработать, а нам уже" што з носа спадзе", — сокрушается Василий Петрович.
По словам мужчины, в этом году огуречный бизнес большого семейства терпит убытки.