Андрей Катько: Кризис не только в головах
Не так давно в байнете было бурное обсуждение фразы президента «Никакого кризиса нет, кризис у нас в голове!». А на этой неделе стало известно, что бывший мэр Минска, думает о банкротстве «Мотовело».
Если порассуждать без предвзятости, то президент прав. У нас в головах кризис, наш бизнес, что государственный, что частный не хочет думать по-новому.
Рынок изменился, он не будет прежним, и это не пессимизм или паникерство, это реальный факт. Углеводороды подешевели почти в два раза, а наши два ближайших торговых партнера начали выяснять отношения. Это факторы, на которые мы не можем повлиять, но мы должны принимать их во внимание. Мы должны строить свою производственную стратегию исходя из этих обстоятельств - сидеть и ждать, что все уляжется можно слишком долго.
Возвращаясь к «Мотовело», сложно судить о конкретике, но если задуматься, в странах СНГ последние пять лет прямо истерия здорового образа жизни, и, велоспорта, в частности. Почему некогда флагман вело промышленности не нашел себе места на растущем рынке, мне не очень понятно. Но это не результат работы нового руководства, это, как раз системные проблемы, тот кризис, который в головах.
Думать по-новому не хотим, возможности не ищем. Ведь русский производитель велосипедов из Кубинки нашел свое место и даже отжал приличный кусок нашего рынка, а мы проспали. А сейчас говорим, что на модернизацию нужны космические деньги… Не берусь судить так это или нет, но есть такой подход в бизнесе, развиваться из прибыли, а не искать космических кредитов.
Просто давайте подумаем без предвзятости, средняя зарплата в Китае или России выше чем у нас, это значит, что их руки дороже, так в чем же дело? А дело в использовании этих рук. Русский конкурент нашего «Мотовело» развивался поступательно, год за годом. Там никто не ждал помощи государства и больших благ, а производил модели, которые продаются, а не то, что удобно и проще производить.
Это общая проблема нашей промышленности. Мне, как патриоту своей страны, как и нашей власти, хочется видеть на полках наши товары, полностью произведенные в Беоаруси, а не отверточную сборку. И я не вижу тут ничего сложного, просто надо производить то, что будет продаваться, а не снижать цены на то, что выпускается уже пятьдесят лет, и мало кому нужно даже с бешеными скидками. Ведь Витебский «Витязь» наладил производство гидроскутеров, и будет поставлять их на экспорт.
Что-то мне подсказывает, что человеку, придумавшему эту идею пришлось выдержать целую битву с пессимистами и управленцами, застрявшими в прошлом веке, но ведь выдержал! Что мешает повторить этот пример остальным нашим предприятиям? Не умеем делать красивый дизайн одежды или тех же велосипедов – что мешает взять мировые бренды и сделать дизайн подобны им?
Кто-то скажет, крамола! Нарушение авторских прав – так, а я и не призываю воровать, сделайте похожий. Телефоны Samsung и Apple имеют похожий дизайн, из-за чего даже судились друг с другом, но на рынке представлены оба этих бренда. Китайский автопром долгие годы занимался копированием западного дизайна авто, пока не научился делать сам, да и китайцы в общей своей массе, сначала стали сборочным цехом развитых стран, научились делать, как они, а теперь некоторые вещи делают лучше – вот прямой пример для подражания. И единственное, что отделяет нас от этого, не желание признать, что мы не пупы земли, и кто-то делает что-то лучше нас.
Наша надменность и, какая-то уверенность в эксклюзивности, - родом из 90-х, когда на тотальный дефицит первые ИП повезли «заморские» товары, и ухватив удачу за хвост, решили, что так будет всегда. Я не хочу вмешиваться в конфликт ИП и власти, который не так давно бурно обсуждался, но если положить руку на сердце, перегибы есть с обеих сторон.
Я простой белорус, не просто представитель частного бизнеса, но и потребитель, поэтому, с одной стороны понимаю ИП, а с другой считаю, что многим из них на рынке делать нечего, потому, что уровень обслуживания не выдерживает никакой критики. Я много езжу по стране, и вижу, что это общая тенденция, у вежливого хозяина, который действительно любит своих клиентов, даже сейчас есть и клиент, и деньги. Но есть и другая сторона медали, зайдешь в павильон, попросишь померить что-то, а тебе в ответ – «Вам только померить или покупать будите? А то ходят тут, а покупать не покупают».
Можно сказать, у всех бывают плохие дни. Да, у всех, но таких продавцов у нас сотни, и это не только ИП. Одна моя знакомая, вполне успешная в бизнесе леди, как-то была на презентации новой модели в одном автосалоне, одета была просто, без пафоса. Ей понравилась одна модель, но подошедший продавец оценил ее взглядом, и первый вопрос задал – «Что интересно? А ты знаешь, сколько стоит такая машина девочка?» Я клянусь, если бы я был рядом, я бы мог и не сдержаться, и объяснить данному представителю торговли, на ненормативном языке, кто он и как он смеет так разговаривать с клиентом. Да вот только это не какой-то вопиющий случай, это для нас почти обыденность. Вот и получается, что мы все знаем, как нужно поступать правильно, да только не хотим. Получается, что прав президент – не только кризис виноват, у нас в голове проблем тоже хватает.
А что с этим всем делать? Все просто, не надо считать себя исключительными. Мы такая же страна, как многие другие, со своей культурой и историей, но это собственно и вся наша особенность. У наших людей две руки и две ноги, мы ничем не хуже американцев или русских, но и ничем не лучше. И что бы на равных конкурировать, нужно брать лучшее от ведущих стран, и на примере отсталых учиться, как делать не надо. Вопрос в желании и в борьбе в собственным эго.