Что не так с оформлением минских баров и ресторанов: 4 тренда, которые надоели самим дизайнерам
Когда мы говорим об общепите, на первое место выходит кухня и атмосфера. Но владельцы баров и ресторанов продолжают делать упор на интерьер. И иногда как раз по нему аудитория начинает судить о заведении в целом. AFISHA.TUT.BY попросила дизайнера интерьеров Андрея Пятковского рассказать, что не так с оформлением минских баров и ресторанов. В частности тех, которые минчане любят с особенной нежностью.
Справка AFISHA.TUT.BY
Андрей Пятковский — арт-директор и основатель дизайн-студии «А КВАДРАТ» интерьер Минск.
Неприспособленные помещения
Самый главный бич наших рестораторов — в Минске мало помещений, что называется, с хорошей ДНК. В основном заведениям общепита приходится довольствоваться какими-то выведенными из жилфонда первыми и цокольными этажами, что уже само по себе накладывает отпечаток.
Вот и возникают выходы на террасу прямо через окна, как в ENZO, или странные жэсовские двери, как в Bar Duck. Mai Thai и так в темном полуподвале, а тотальная облицовка деревом еще больше сделала его похожим на сундучок. Это не проблема отдельно взятого заведения, а дисгармония в системе общепита в целом.
Или просто отличный бар Sweet & Sour располагается в помещениях Союза архитекторов, и чтобы попасть в него, нужно миновать вахту с такими настоящими, кондовыми бабульками-вахтершами.
Но в этой категории вне конкуренции бывший ресторан «Поющие фонтаны». Теперь там же открыли «Я ж тебе говорил!». В голове не укладывается, как можно создавать заведение с авторской кухней в… палатке. Такие павильоны предназначены для передвижной кухни, пива разливного с чипсами, шаурмы, но никак не для первоклассного ресторана.
Засилье лофта
У нас сейчас наблюдается просто ужасающий всплеск лофта, при том что во всех цивилизованных странах он уже отыграл свое не год и не два назад. Что не так? Во-первых, это противоречит тренду — в моде сейчас 60−70-е годы ХХ века, а мы по-прежнему опаздываем. Во-вторых, у нас опять-таки нет помещений, в которых можно сделать настоящий лофт. И наконец, в-третьих, это не та стилистика, которая способствует пищеварению и гастрономии. Вообще, посещая новые бары и рестораны, я скучаю по докризисным интерьерам, сделанным до 2008 года, когда в них вкладывались и каждый из них имел свой узнаваемый характер и образ.
Теперь же всеми любимые Pinky Bandinsky, «Винный шкаф», Svobody4, «Банки-бутылки», BeerCap Barshop и свежеиспеченный Ultra Bar на Октябрьской для меня выглядят клонами. Как будто всем дизайнерам разрешили пользоваться исключительно тремя материалами — бетоном, металлом и деревом. Единственное, чем я могу это объяснить, — это дешево и технологично. У нас в стране есть люди, которые могут хорошо сварить две прямые железяки, есть древесина и есть цемент для имитации бетона. Хорошо, что заведения популярные и туда люди приходят, закрывают это все собой — украшают.
Использование подделок
Не думаю, что, работая над проектом, дизайнер изначально знает, что при его воплощении будут использоваться подделки — он создает целостный образ. Скорее, это владельцы, получив финальную смету, не понимают, зачем столько платить за отдельно взятую вещь. Но картинка-то уже понравилась! Да и китайские фабрики без работы не стоят…
Например, в кафе «['Справа]» тебя встречает подделка очень узнаваемого светильника MOOI. В Grand Café на входе стоит измененная по пропорциям копия стола Zanotta DESSOUSCHIC. В Еl Pushka над баром болтаются фейки Tom Dixon. Понятно, выглядит это очень эффектно, но в то же время лично у меня рождает неприятное ощущение по поводу оригинальности напитка в моем бокале: возможно, на его происхождении тоже решили сэкономить.
У нас даже есть заведение, интерьер которого целиком фейк, — Yard cafe. Это одно из моих любимых мест в городе — с хорошей кухней, приличными винами, правильным обслуживанием, и при этом интерьер — чистая, незамутненная подделка. Собственно, сами владельцы признают, что «позаимствовали» концепцию у одного из заведений в Полтаве (Украина). Однако заимствование настолько прямое и беззастенчивое, что всерьез этот проект воспринимать никак нельзя. Если сравнивать фотографии одного и второго ресторана, то это из серии «найди 10 отличий».
Диваны «вырви глаз»
Диваны и стулья, обтянутые велюром ярких оттенков, можно встретить в таких разноплановых заведениях, как Bar Duck, арт-кафе Lilou, «Черпак», Cafe Milano, Svobody4… Такой распространенный ход легко объясним: свет — это дорого, отделочные материалы — дорого, дизайнерская мебель — это уже очень дорого, иногда непосильно. Единственное, что остается — обивка. На ней и делают цветовые акценты, чтобы придать интерьеру хоть немного аппетитности. Но аппетит к кухне при таком подходе как рукой снимает.