Фотограф-анималист Александра Пехота: "У всех животных есть душа"
Расхожая фраза «всем не поможешь» часто становится благовидным девизом равнодушия. Героиня этого текста продолжает её так: «Всем не поможешь, но я сделаю всё, что от меня зависит…».
Александра Пехота — инстуктор по вождению, увлекается скалолазаньем и йогой, любит путешествовать и наполнять свою жизнь прекрасными моментами, которые разделяет со своими близкими и друзьями. Но главное увлечение Саши, которое переросло в любимое дело — это фотография. Благодаря кадрам, которые абсолютно бесплатно сделаны не столько её руками, сколько сердцем, более 1000 бездомных животных получили счастливый билет в новую жизнь и нашли свои семьи.
Объяснение этому чуду простое: Саша фотографирует души. Потому что точно знает: у животных они есть.
В преддверии своей первой выставки Саша, талантливый фотограф, хозяйка пяти котов и человек, не способный на равнодушие, поделилась главным секретом работы с пушистыми моделями, рассказала о том, как она разговаривает с животными, и объяснила, почему друг «дворянских» кровей ничуть не хуже породистого питомца.
— Cаша, с чего началось ваше увлечение фотографией?
— Я закончила художественную школу и планировала поступать в Академию искусств. Не сложилось… Но любовь к творчеству осталась и переросла в увлечение фотографией.
Поначалу главным объектом съемки для меня была природа, позже в кадре появились люди… А потом эти «фоторазминки» переросли в любимое дело, которым я занимаюсь уже чуть больше пяти лет.
Я самоучка, и понимаю, что какие-то технические нюансы, в силу незнания, мне еще не удаются. Работаю над этим и верю, что пока чувство кадра и опыт перевешивают недостаток теоретических знаний. (улыбается)
Если бы кто-то сказал мне поначалу «Саша, ты будешь фотографировать животных», я бы ответила: «Ребята, вы о чем?». Но сегодня коты и собаки — мои самые любимые и главные фотомодели.
А началось всё так: несколько лет назад я встречалась с молодым человеком, у которого была кошка Куба. И мне почему-то очень хотелось, чтобы она стала мамой. Я была уверена, что это правильно: дать кошке познать радость материнства. Ну, и маленькие котята — это же такое «мимими».
На тот момент я не знала о бездомных животных того, что знаю сейчас. Сегодня я понимаю, сколько таких котят ежемесячно рождаются на улице, не могут найти дом, гибнут на улицах под колесами машин, страдают от жестокости людей… Ну, а в тот момент я была озадачена совсем другим: поиском потенциального отца-кота. Так, пролистывая ленту соцсети, я наткнулась на репост с фотографиями красивого котика. И перешла в сообщество, из которого этот репост был сделан. Группа была посвящена помощи бездомным животным. Начала читать объявления — сначала бегло, а потом внимательно, одно за другим, — и пропала на полдня…
Впервые осознала, какое в нашей стране количество бездомных животных и решила, что никакую радость материнства наша Куба познавать не будет. Только стерилизация.
Следом пришло огромное желание помогать бездомышам и быть хоть чем-то полезной. Что я могла на тот момент? Только фотографировать! Я оставила свои
контакты в теме помощи, ещё не зная, что фотография животных - один из самый сложных видов съёмки…
— Много заявок поступило?
— Сначала был один звонок. Отсняла кошечку, порадовалась тому, что она впоследствии быстро нашла новый дом, и забыла об этом. Но тут звонки и письма пошли потоком.
Когда не одно, а с десяток животных начали после фотосессии уезжать в новые дома, фотозаявок действительно стало много. Допустим, на эти выходные у меня запланировано около 20 съемок в разных концах города. Правда, несмотря на нагрузку, это увлечение остается для меня большой радостью. Я помню каждое животное, которое фотографировала за эти годы. Каждую историю. Больше тысячи глаз попадали в объектив! Но глаза эти забыть невозможно…
— Что для вас главное в съёмке животных?
— Показать уникальность каждого пушистика — передать через фото характер, особенности кота или собаки… К сожалению, листая паблики помощи животным, взгляд «замыливается». Ты ужасаешься количеству бездомышей, но не можешь сфокусироваться на конкретных фотографиях и объявлениях. Все они кажутся какой-то безликой тонной беды…
Человек, который подобрал животное с улицы, конечно, знает о том, что оно особенное, не похожее ни на одно другое. Но как всем остальным понять, какой добрый, смешной и душевный этот пушистик, если на фотографии он напуган, зажат и растерян?.. Для этого нужно видеть сердцем…
Хочется, чтобы на снимках останавливался взгляд, и они побуждали прочесть и прочувствовать историю бездомыша. Чтобы человек смотрел на фото и думал: «Это же мой друг!». Очень часто будущие хозяева именно так и говорят: «Я посмотрел на фотографию и понял: это мой кот/моя собака!».
— Как сами справляетесь с эмоциями во время съемки?
— На первых порах это было трудно. Я очень восприимчива и эмоционально вовлекаюсь в историю каждого животного. Конечно, мне хотелось забрать себе всех моих моделей прямо здесь и сейчас.
Есть много животных с тяжелой судьбой: те, которые столкнулись с жестоким обращением, те, у кого умер любимый хозяин, и они стали никому не нужны… А бывает и так: человек знает, что ему недолго осталось и хочет пристроить животное в новую семью, пока у него есть время. Это сложно, и к этому нельзя привыкнуть. Есть воспоминания, с которыми потом нужно как-то жить, и воспоминания эти не всегда добрые…
Но я собираюсь и просто делаю то, что от меня зависит. Ведь животным гораздо больше помогают наши маленькие дела, нежели наше огромное сочувствие, — надо всегда об этом помнить. После фразы «всем не поможешь» можно поставить точку, а можно — запятую: «всем не поможешь, но я сделаю то, что от меня зависит, и помогу конкретно этому животному».
— Вам, наверное, приходится в своей работе постоянно сталкиваться с человеческим равнодушием…
— Да… Человек переезжает в новую квартиру или уезжает из страны, у него появляется аллергия или рождается ребенок, питомец заболевает, и его не хотят лечить — причин, по которым люди выставляют своих питомцев на улицу или сдают на Гурского, хватает. Но есть и обратное равнодушию — обезоруживающая доброта. Доброта от Бога.
Иногда и с тем, и с другим можно встретиться во время одной съемки.
Как-то я приехала фотографировать восемнадцатилетнего кота, который скоро мог оказаться или в пункте умерщвления на Гурского, или на улице. Хозяйка, которая очень
его любила, умерла. А сестра этой женщины оставлять себе кота не хотела — также как и заниматься его пристройством: времени было мало, через пару дней она уезжала из страны.
Всю жизнь прожить с любимой хозяйкой, а в старости оказаться не нужным никому — как это страшно…
Я просила эту женщину подождать немного, не выгонять кота и не отдавать его на усыпление. Говорила, что мы найдем передержку, что всем поможем, что надо просто дать этому животному хотя бы один шанс.
Я понимала, что это чужой дом, и я здесь ничего не решаю и чувствовала безысходность от того, что человек может не услышать меня, и кота, которого я сейчас фотографирую, не станет…
После съемки шла по двору и заметила еще несколько бездомных котов. В рюкзаке всегда корм — достала, покормила. И тут подходит дедушка, совсем старенький, глаза голубые с пеленой и светятся — знаете, бывает так, когда душа светлая у человека. И говорит: «Девочка, спасибо, что покормили их! Спасибо, что вам не всё равно!».
Оказалось, он — со своей-то пенсией — кормит всех бездомных животных двора дважды в день. Каждому дал своё имя, и за каждого у него болит сердце.
Сказал, что в его подъезде кошка родила котят… В общем, ушла я из того двора с двумя котятами подмышками. Оба уже нашли своё счастье, своих людей. (улыбается)
Но никогда не забуду, как этот дедушка говорил мне, прощаясь: «Вы ведь их не на опыты забираете, правда? Девушка, только не на опыты… Я очень, очень вас прошу, если они вам не понравятся, если вы их не пристроите, верните их мне, пожалуйста. Ведь вернете?».
— Скажите, что компенсирует моральные затраты в вашем деле?
— Конечно, счастливое продолжение судеб животных, которых фотографирую. Кураторы звонят, пишут и рассказывают, как сложилась судьба подопечного. Иногда начинают разговор так: «Вы как-то фотографировали мою кошечку/собачку, но это давно было, наверное, уже не помните». А я всегда помню. (улыбается)
И всегда радуюсь, узнавая, что пушистик нашел свою семью!
Да и сами съемки для меня — это удовольствие. Я в начале разговора говорила о том, что фотография животных — один из самых сложных видов съемки. Но для меня сегодня — самый простой… Просто потому что люблю и чувствую!
После общения с животными я каждый раз свечусь! Больше того: во время работы с ними в моей жизни появилось очень много замечательных людей. Мир гораздо лучше, гораздо добрее, чем может показаться…
Поэтому и родилась идея моей выставки. Все более-менее сознательные люди и без того знают, сколько боли, жестокости и страха есть в мире, как ужасно положение животных в нашей стране…
Но мне хочется попробовать привлечь внимание людей к бездомышам с другой — доброй, позитивной, светлой стороны. Я хочу показать, какие красивые, умные, любящие животные оказываются на улице… И как важно стать их проводником в путешествии домой!
— Понятно, что животные не могут позировать — они просто продолжают жить в кадре так, как хотят. Как же словить момент?
— Я бы не сказала, что животные не позируют. Есть такие модели, что диву даешься! Не каждый человек сумеет так обаять. Не каждый сможет так искренне кокетничать и игриво смотреть в камеру!
Но в целом, да, прелесть и трудность работы с животными состоит в одном и том же — их абсолютной непосредственности.
Что важно? Прежде всего, дать им время освоиться, принять тебя — нужно просто побыть с ними в одном пространстве. При этом необходимо, чтобы никто не мешал, не отвлекал — наедине я смогу договориться практически с любым пушистиком. (улыбается)
В конце концов, за эти годы я научилась мяукать во всех тональностях и подбирать именно тот звук, благодаря которому у собаки поднимутся ушки, а взгляд станет заинтересованным и выразительным.
— А есть разница между приемами работы с котом и собакой?
— Конечно, у них ведь разные темпераменты. С котом нужно уметь договариваться. Смешно, но по-другому не скажешь. Кот — это всегда характер, который надо не приручить, а понять. К счастью, мне это удается. Это каждый раз волшебство, но мы с ними всегда говорим на одном языке.
Собака — другое. Хорошо, когда она обучена командам и готова хоть немного слушаться. Но если это жизнерадостный щенок, он, скорее всего, будет просто носиться по дому как меховой вертолет. (смеется)
Но на этот случай есть свой арсенал средств — в каждом случае особый. Что-то да сработает! И в тот момент, когда малыш поднимет на тебя свои огромные глаза, поставит ушки и улыбнется — надо просто нажать на кнопку фотоаппарата.
— У вас есть любимая модель?
— Как ни банально: всех люблю. Иногда после фотосессии кураторы животных, смущаясь, говорят: «Саша, кажется, они на снимках красивее, чем в жизни!».
А я каждый раз удивляюсь, потому что для меня они такие и есть. Красивые, прекрасные, иногда грустные, а иногда — очень смешные, но всегда уникальные. Я вижу лучшее в них.
И мне бы безумно хотелось, чтобы каждый, кто берется фотографировать животных, думал об этом. Не приезжал сделать бездумно пару кадров со вспышкой, а пытался понять, что это за животное, в чем его особенность, представлял конечный результат и думал, смогут ли эти фотографии привлечь внимание потенциального хозяина.
Ведь на самом-то деле хороший кадр — 80% успеха в пристройстве кота или собаки. Не один раз слышала истории о том, как люди видели фотографии в сети и понимали: «Господи, это же мой кот!», «это же моя и только моя собака!». Или же сохраняли снимки для раздумий на пару дней, но, когда понимали, что просматривают эти фотографии каждые десять минут, что эти кадры уже стоят в их глазах, набирали номер куратора — и в тот же вечер забирали пушистика в счастье.
— А у вас, Саша, есть свои животные?
— В моей семье пять котов. Четверо из них появились, когда я начала помогать животным. Все найденные: кто — зимой, в минус 30 на улице, кто — под батареей в подъезде. Очень благодарна моим родителям за поддержку в моем увлечении и любовь: после появления новых питомцев в их жизни появилось много радости и случилась не одна чудесная история!
А последнюю мою кошку принесли котенком в коробке. Моя Мыша — кошка с особенностью. У нее атрофирована нижняя половина тельца — нет чувствительности. Возили к лучшим ветеринарам, но, к сожалению, уже нельзя было ничего сделать. Говорили усыплять. Но видя, как она цепляется за жизнь, как она любит этот мир, несмотря на то, что с ней случилось, я не смогла так поступить. Решила бороться. И так, проводя с ней каждый день на уколах и капельницах, поняла: никому я ее не отдам.
Знаете, сегодня точно могу сказать: более удивительной, сильной и жизнелюбивой девочки я ещё не встречала. Мышонок занимается плаванием и ведет полноценный образ жизни кота:) Сама забирается на кресло, подоконник. Играется так, как не каждый здоровый кот сможет! Покоряет всех своим взглядом и щечками:) И всегда засыпает у меня в ногах. Только лягу — и слышу: Мышка, чем бы она ни занималась, бросает все свои дела и идет ко мне, и, свернувшись уютным тёплым калачиком, начинает тарахтеть. (улыбается)
— Как обладательница особенной кошечки, подтвердите, что все животные красивы?
— Абсолютно! «Дворяне» (непородистые животные) обладают нереальной харизмой, кроме того, каждый из них уникален. Для них не существует «стандартов породы», а потому они нестандартно прекрасны! Мои любимые на съемках — косоглазики! (смеется)
Ну, а любители конкретных пород тоже, к огромному сожалению, всегда могут найти питомца для себя на улице или на передержках. Высокая стоимость животного не равносильна его ценности для безответственного хозяина… А породистым ещё труднее и физически, и психологически пережить предательство. Они совсем не адаптированы к жизни на улице или в приюте… И сейчас как никогда участились случаи, когда породистое животное просто выбрасывают либо сдают на Гурского.
Для таких животных подход к отбору потенциальных хозяев вдвойне строгий. Нельзя допустить, чтобы они попали в руки заводчиков или любителей красивых игрушек, которые будут относиться к живым существам как к предметам интерьера…
— Кому, на ваш взгляд, обязательно стоит взять животное из приюта/с передержки?
— Всем! Ну, правда. Не могу привести ни одного примера, когда животное не сделало бы жизнь человека лучше. Союз молодой пары, которая сознательно (это важно!) заводит пушистика, становится более сплоченным и зрелым. Родители, забирая животных из приюта, своим примером учат детей доброте и ответственности.
Ну, а для людей одиноких или пожилых животные — это просто спасение. Они дают, причем бескорыстно, столько тепла, радости и безусловной любви, что могут отогреть любое сердце.
Можно возвращаться в пустой и тихий дом после развода… Скучать по детям, которые стали взрослыми и разъехались… Жаловаться на одиночество, скуку, отсутствие смысла во всём…
А можно спасти чью-то жизнь и навсегда изменить свою судьбу. Животные не панацея, но они меняют наше настроение, наш образ мыслей, наше отношение к себе и миру. Это перемены к лучшему — и они всегда про любовь. (улыбается)
Быть человеком — это выбор, который каждый из нас делает ежедневно. Никто не мешает сделать его сегодня же и не пройти мимо животного, которое живёт в вашем дворе…
— Расскажите о выставке «Путешествие домой», которую мы увидим первого июля.
— Идея этой выставки появилась у меня давно, вместе с желанием делиться счастьем, которое чувствую, когда животное находит своего человека и свой дом.
За каждой фотографией — своя история и человек, а то и целая команда людей, которые участвуют в судьбе пушистика: как все это показать и рассказать людям?
Сложно объяснить, как много это значит для меня, для людей, которые выхаживали животных и давали им шанс, для тех, кто просто не прошел мимо… И как важно для нас показать, что не страшно брать бездомное животное с улицы или из приюта!
А тут поступило предложение от благотворительной организации помощи животным «ЗООШАНС»: оказалось, что для моей выставки нашли площадку — Музей природы и экологии.
Конечно, у меня сразу возникла тысяча вопросов: какой будет концепция выставки, какие работы представить, кого она заинтересует?
Мои друзья мыслили более рационально и спросили: за какие деньги я в принципе собираюсь всё это устроить. И предложили попробовать сбор средств на популярной платформе Улей.
Для меня эта идея поначалу была чуждой: я планировала делать всё за свой счет.
Но друзья убедили меня в том, что благодаря публичной заявке, про выставку узнает огромное количество людей! Я решила попробовать… И не пожалела: это оказалось огромной поддержкой для проекта — и финансовой и информационной.
А тогда, в ночь отправления заявки, я не спала и за пару часов придумала то, что до сих пор не давалось — название, концепцию, цели. Отправила запрос на сайт — и замерла.
Когда в ответ на мою заявку пришел положительный и очень теплый ответ — радости моей не было предела — схватила Мышу: «Мышонок, у нас получилось! Мышонок, у нас будет выставка!». (смеется) Это было начало прекрасного пути!
Но главное, что я поняла в тот момент: то, что я делаю, действительно кому-то нужно. Огромный отклик — в действиях, словах поддержки, дал понимание того, что тема бездомных животных небезразлична многим людям!
К проекту присоединился художник и иллюстратор Митя Писляк — специально для «Путешествия домой» он нарисовал фотозону и рисунки с котами для печати магнитов и открыток! Также мы подготовили магниты, открытки и наклейки с фотографиями моего авторства. Это все можно будет приобрести в день открытия выставки в пользу помощи бездомным животным.
Музыкальной поддержкой проекта в день открытия выставки станут замечательный Андрей Апанович с проектом «Triangle» и прекрасный музыкальный коллектив Dzivasil. Ребята обещали чудесную музыку!
Друзья, приглашаю вас разделить со мной радость открытия выставки! (улыбается)