США не Европа: «Американцы не верят в миф, что Лукашенко – гарант независимости»
Белый дом продлил на год санкции в отношении официального Минска, потому что "угрозы национальной безопасности" не устранены.
Продление санкций мотивировано тем, что "действия и политика определенных членов правительства Беларуси и других лиц продолжают создавать необычную и чрезвычайную угрозу для национальной безопасности и внешней политики Соединенных Штатов".
"По этой причине ограничительные меры, объявленные 16 июня 2006 года, должны продолжать действовать после 16 июня 2016 года", - говорится в документе.
"Мы считаем, что причин реальных, серьезных причин для продления санкций, как там говорится, "Беларусь угрожает национальной безопасности Соединенных Штатов", нет, и сформулировать их сегодня никто не может", - цитирует Interfax.by постоянного представителя Беларуси при Евросоюзе и НАТО Александра Михневича.
Так почему же США продлили санкции в отношении белорусских властей еще на год?
Какая угроза национальной безопасности исходит от белорусских властей
В сентябре 2004 года в Беларуси прошел референдум, отменивший ограничение на количество президентских сроков, и парламентские выборы, которые дали повод для повторного рассмотрения "Акта о демократии в Беларуси", инициированного еще в 2002 году. Ни референдум, ни парламентские выборы, прошедшие "в атмосфере нарушений и страха", международное сообщество не признало. Это и вынудило президента США Джорджа Буша подписать "Акт о демократии в Беларуси", принятый Конгрессом США.
После президентских выборов в Беларуси в марте 2006 года действие "Акта" было продлено еще на два года. Тогда же и был принят исполнительный приказ американского президента Джорджа Буша № 13405 от 16 июня 2006 года, вводивший дополнительные санкции против некоторых белорусских официальных лиц, включая Александра Лукашенко.
"Наступление на демократические принципы и нормы правления, в том числе, на принцип сменяемости власти в результате выборов, в США интерпретировали как серьезную угрозу. С тех пор эта формулировка в указе американского президента сохранилась, а Лукашенко продолжил линию на укрепление личной авторитарной власти, создавая опасный прецедент для Восточной Европы и всего мира", - цитирует belprauda.org бывшего белорусского дипломата Валерия Ковалевского. Бывший дипломат утверждает, что прошедшие 10 лет после введения санкций показали, что США не ошиблись в оценке угроз, исходящих от режима Лукашенко.
Доктор политических наук Павел Усов отметил в интервью БДГ, что "белорусские чиновники представляют исключительно угрозу для безопасности Беларуси".
"Для Европы и тем более США Беларусь не представляет стратегического вызова, безусловно, до момента, пока здесь нет российских войск", - считает политолог.
"Беларусь рассматривается США как верный союзник России"
Евросоюз отменил санкции в отношении белорусских властей. Так почему же США не пошли тем же путем?
"Пока власти Беларуси не давали повода для надежды на изменения. Частые обмены визитами, новые раунды переговоров по правам человека Беларуси и США не приводят к положительным сдвигам во внутренней политике Лукашенко", - говорит Валерий Ковалевский.
Павел Усов отмечает несколько нюансов, которые различают политику Брюсселя и Вашингтона по отношению к белорусским властям.
"Во-первых, США более последовательны в вопросах, связанных с демократией и правами человека в Беларуси. Во-вторых, как я полагаю, у американских политиков не такая короткая память, как у европейских. В-третьих, Беларусь рассматривается США как верный союзник России, американцы не верят в миф о том, что Лукашенко - это гарант независимости Беларуси. И последнее, Вашингтон не так сильно напуган событиями в Украине, как Брюссель, для которого стабильная диктатура в Беларуси является важнее, чем непредсказуемые перемены", - отмечает Павел Усов.
Старший аналитик BISS Денис Мельянцов согласен, что США занимает более принципиальную позицию в отношении официального Минска:
"У США более принципиальная позиция, потому что они не настолько заинтересованы в улучшении отношений с Беларусью, как Европейский Союз. Во-первых, нужно отметить позицию Минска по Украине, сотрудничество в вопросах границы и нелегальной миграции, транзита. К тому же многие европейские страны гораздо активнее ведут бизнес в Беларуси, чем Соединенные Штаты. В добавок в США существует громоздкая бюрократическая машина, которая не позволяет быстро принимать решения".
Но аналитик считает, что следует проводить грань между практическим и политико-дипломатическим уровнем сотрудничества:
"Если мы посмотрим на практическую коммуникацию, то здесь отношения выравниваются. Можно отметить и расширение штата посольств, увеличение количества взаимных визитов, проведен инвестиционный форум, консультации по безопасности. С одной стороны, Обама подписывает продление санкций в отношении Беларуси с формулировкой "угрожает национальным интересам", с другой стороны, США проводят консультации по вопросам безопасности, где Беларусь выступает в качестве партнера. Напомню известную историю, когда в конце 2014 года силы спецопераций США закупили у Беларуси противотанковые ракеты для сирийской операции".
Санкции отменят или возобновят?
Возможен ли пересмотр или даже отмена санкций после выборов, которые состоятся в Беларуси в сентябре?
Вопрос может показаться риторическим, исходя из планов официального Минска на парламентскую кампанию.
"Я не думаю, что выборы в парламент будут ключевым фактором, влияющим на отмену санкций. Если президентские выборы не отразились на позиции США, то парламентская кампания тем более не станет переломным в вопросах санкций. По существу, в стране ничего не меняется. Я думаю, что глобальные изменения могут наступить после президентских выборов в США", - считает Павел Усов.
Валерий Ковалевский с уверенностью говорит, что "США оставляют за собой право восстановить санкции в былом объёме в любой момент, в том числе и после парламентских выборов".
Более того, очевидно "категорическое нежелание Лукашенко ослаблять авторитарный режим и вообще проводить реформы в Беларуси", поэтому, по прогнозам эксперта, "режим частично приостановленных американских санкций станет постоянным, нависая над Беларусью как “дамоклов меч” в качестве меры, упреждающей ухудшение ситуации в области прав человека в стране".
Аналитик BISS Денис Мельянцов считает, что дело, напротив, движется либо к полной отмене санкций, либо к их замораживанию:
"Пересмотра санкций как раз и стоит ожидать, потому что выборы традиционно является индикатором достигнутого прогресса в демократии. США будут опираться на выводы ОБСЕ, которая будет наблюдать за выборами. Если белорусские власти учтут рекомендации ОБСЕ, если выборы пройдут более демократично, то высока вероятность того, что санкции будут либо отменены полностью, либо заморожены".
Справка
16 июня 2006 года президент США Джордж Буш распорядился заморозить финансовые счета президента Беларуси Александра Лукашенко и девяти других высокопоставленных белорусских чиновников, а также запретил американским гражданам совершать с ними какие-либо сделки.
В 2007-2008 годах Вашингтон ввел ограничительные меры экономического характера в отношении концерна "Белнефтехим".
В 2008 году действие "Акта о демократии" не продлевалось из-за начавшейся нормализации отношений между Беларусью и Западом.
Президентские выборы 19 декабря 2010 года прошли массовыми столкновениями между гражданами и силовиками. Прямым следствием брутального разгона акций протеста стал новый документ под названием "Акт о демократии и правах человека в Беларуси", принятый в конце 2011 года.
В конце октября 2015 года Белый дом принял решение о приостановке экономических санкций в отношении нескольких белорусских предприятий, мотивируя свое решение некоторым прогрессом в сфере демократии и прав человека, а также с целью поддержки независимости и суверенитета Беларуси. Собственность ОАО "Белшина", ОАО "Нафтан", ОАО "Гродно Азот", "Белорусский нефтяной торговый дом", ОАО "Гродно Химволокно", ОАО "Лакокраска", ОАО "Полоцк-Стекловолокно", Belneftekhim USA Inc., концерн "Белнефтехим" в США по-прежнему заблокирована, но теперь разрешены финансовые транзакции с ними.