Начос против Хичкока: зачем смотреть кино не для всех в кинотеатре
Елена Васильева, Sputnik.
Накануне показов немого кино "Кинемо", в разгар проката новой ленты с Тильдой Суинтон Sputnik обсудил внезапно обнаружившуюся любовь белорусов к авторскому кино с создателем проекта Cinemascope в Беларуси Герой Гликом.
Почему он не пришел
Гера Глик принципиально не пользуется понятием "арт-хаус", считает, что под ним часто стали понимать попросту плохое кино — не нужно пытаться его понять, оно просто плохое. Кинопоказы Cinemascope называет "кино не для всех". Cinemascope предлагает рафинированное хорошее кино, и все же некоторые показы неожиданно проваливаются.
"Порой сложно объяснить, почему зритель не приходит на Хичкока в сопровождении симфонического оркестра, которого мы демонстрировали в кинотеатре Москва. Мы возлагали на эти два показа большие ожидания, и во время второго набралась только треть зала. Может, было мало рекламы, может, показ совпал с Пасхой, все разъехались из города — сложно объяснить", — поделился эксперт историей провала.
И это при том, что имя Альфреда Хичкока наряду с Вуди Алленом — must see для белорусского зрителя. Собеседник Sputnik рассказал, что на эти имена зритель идет всегда.
"Хоть последние фильмы Вуди Аллена мне не нравятся", — признался собеседник.
Еще один фаворит — фильм Микеланджело Антониони "Фотоувеличение", а вот на другие картины мастера ходят с куда как меньшей охотой.
Старые и дорогие
"Вопрос репертуарной политики сложный, мы не можем выбирать, что хотим. Во-первых, проблема в стоимости — есть фильмы, которые хотелось бы показать, но для нашей страны это пока невозможно. Порой удается убедить прокатчика: поймите, у нас в стране билет стоит два доллара, чтобы окупить картину стоимостью в тысячу долларов, представляете, сколько людей должно прийти? У вас билеты стоят по десять долларов, вам проще. Иногда удается договориться", — пояснил собеседник.
Еще одна проблема — порой прокатчик предлагает пакетную продажу. В комплекте с одним хорошим фильмом дают три плохих, от таких предложений тоже отказываются. В целом старые фильмы стоят недешево — стоимость фильма может варьироваться от ста долларов за месяц показов до шестисот долларов за один показ.
"Финансовым просчетом оказался фильм Ким Ки Дука. Он неожиданно провалился в прокате — то есть, не окупился. Пришли к выводу, что не обязательно все должно окупаться, мы ведь не целиком коммерческая организация", — философски отнесся к финансовым проблемам Гера Глик.
Есть или не есть
Пирамида Маслоу в минских кинотеатрах заполняется с первой ступени: в большинстве залов разрешен просмотр кино с начос и колой, и многие не мыслят своего диалога с искусством без слаша. И если удовлетворить базовые человеческие потребности поп-корном за просмотром "Люди-Х" — совершенно нормально, то вот о гастрономическом сочетании "начос-Хичкок" можно поспорить.
"Мы были против установки кинобара "Блокбастера" в "Ракете", но это решается владельцами кинотеатра — "Киновидеопрокатом". Впрочем, и их можно понять: они считали, что поп-корновый буфет привлечет дополнительных зрителей", — рассказал корреспонденту Sputnik Гера Глик.
Он оправдывает руководство кинотеатра — есть немало зрителей, которые, если в кинотеатре "нечего пожевать", решают проблему просто — пойдем в Silver Screen. Собеседник Sputnik за баланс и разумность: есть фильмы, за просмотром которых можно есть, но к фильмам программы Cinemascope это не относится.
"Мы не показываем кино для чипсоедов, пробовали предупреждать — вход в зал с чипсами запрещен, впрочем, вряд ли это требование выполняется. Юридических оснований запретить еду в кинотеатре у нас нет", — резюмировал собеседник.
Кто они и что им нужно
Посетители показов — молодые люди 25-30 лет, делится наблюдением со Sputnik Глик.
"Большой экран и дыхание соседа, который разделяет твои эмоции, улучшают восприятие фильма. Трагедии получаются печальнее, комедии — смешнее. Это как футбол на стадионе посмотреть — несравнимо с просмотром у телевизора", — уверен собеседник Sputnik.
Есть вопрос репертуарной политики: в интернете на платных ресурсах не будут выкладывать авторское кино. Нет смысла покупать права на фильм, который онлайн посмотрят три человека. Чтобы такой фильм окупился в онлайн-кинотеатре, потребуются годы. Намного проще привлечь человека в кинотеатр, окупаемость серьезного кино выше.
"Вряд ли на официальных интернет-ресурсах можно найти серьезные фестивальные картины прошлого века. Современные фильмы онлайн выкладывают — это модно и интересно, со старыми фильмами сложнее", — уверен эксперт.
Несмотря на то, что основная аудитория картин, которые показывают в рамках проекта, вполне себе молода, к неизвестному они относятся с настороженностью.
"Порой думаешь: интересное кино, все пойдут посмотреть, никто не знает! Хочется показать людям что-то новое и интересное, а им не нужно новое и интересное — это обидно", — поделился собеседник агентства.
Не только работницы на фабрике
Лет десять назад полный зал собирала только церемония открытия кинофестиваля "Лістапад", когда можно было посмотреть на приглашенных звезд. Сейчас билеты на фестиваль нужно покупать заранее, а картины культовых режиссеров прошлого можно посмотреть не только в Музее кино, но и в комфортном кинозале "Ракеты". Зритель эволюционировал в сжатые сроки.
Впрочем, предположение Sputnik, будто авторское кино белорус полюбил очень уж вдруг, Гера Глик сразу же опроверг — утверждает, интерес был всегда.
"Разве что в начале прошлого века, когда появилось кино, к нему относились как к аттракциону. Но потом появились более содержательные фильмы с сюжетом, а не просто зарисовки из жизни работниц фабрики, и зрители тоже разделились на две категории — тех, кто смотрит массовое кино, и ценителей. С кино как с симфонической музыкой: есть сложные формы, есть атональная музыка, есть — простая", — считает собеседник агентства.
Так и с кинозрителем: есть любители определенных жанров — ужастиков, комедий, мелодрам, а есть те, кто ищет новые тенденции в развитии кинематографа, новый свет, операторскую работу, музыкальное решение или его отсутствие.
"До сих пор, поддерживая традиции немого кино и в рамках эксперимента, снимают фильмы без слов. Мы же стараемся объединить интересы различных групп. В рамках проекта демонстрируется и немое кино, и экспериментальное, есть кино с необычным сюжетом и кино с ярким составом исполнителей, когда в не особенно сильном фильме очевидна колоссальная актерская работа. Стараемся удовлетворить интересы зрителей, которым нужно кино, которое не находит себе место в мультиплексах", — пояснил собеседник.
Мечта самого Геры — кинотеатр под открытым небом, но парк работает до десяти вечера, открытых пространств, где можно было бы установить проектор, не мешая окружающим, тоже. Так что мечта, он признает, пока что эфемерная, хоть и притягательная.