Жизнь в квартирах-студиях. "На 26-ти квадратных метрах может жить только одинокий человек… как я"
Идея строительства малогабаритных квартир не нова, а в «сытые» годы еще и не популярна. То ли дело сейчас, в кризис, когда дома целиком могут состоять из квартир-студий, общий метраж которых не превышает 30-ти квадратных метров. Застройщики позиционируют такое жилье как «пусть и маленькое, но свое». Дольщики соглашаются. Так, пару лет назад на улице Неманской, 3 был сдан жилой дом, где два подъезда состоят из малогабаритных квартир.
Кто и как живет в квартирах-студиях с общей площадью 26 квадратных метров, читайте в репортаже.
Чтобы поговорить с новоселами, пришлось дежурить у подъезда добрых четыре часа. При этом шансы расспросить жильцов и побывать в их крохотных квартирах сначала казались ничтожными: доверия было не больше, чем к продавцам кастрюль «под Цептер» или цыганских покрывал с кислотными попугаями.
Впрочем, потом к нам привыкли, у лифта даже здоровались, а ребята из мебельного магазинчика на первом этаже предлагали угоститься чашечкой кофе. Зашли в подъезд и удивились: судя по количеству почтовых ящиков, на двенадцати этажах вместилось 87 квартир. Благо в подъезде два лифта.
— Это не малогабаритки, а квартиры-студии, — обиделась было хозяйка маленькой квартиры и, сославшись на ремонт, не позвала в гости. Еще призналась, что как только в семье появится ребенок, им с мужем придется искать другой вариант жилья — и вдвоем уже тесно, нет личного пространства. — Когда муж смотрит футбол, а мне хочется немного побыть в тишине, наполняю джакузи, лежу и читаю книгу. И это все. Других вариантов в квартире, где нет даже разделяющей стены между кухней и комнатой, просто нет.
Дальше снова не везло. Один из жильцов, назвавшись архитектором, все-таки показал свою квартиру-студию, но фотографировать запретил. А там было что снимать! Придется описать словами. 26 квадратных метров единого пространства с одним окном, где все продумано до мелочей, каждый квадратный метр используется по максимуму. Слева — чешский комод ультрасовременного вида, высокий и как будто сделанный из металла. У стены — небольшой диван молочного цвета, который, по словам хозяина, удобен для сна даже в сложенном виде. Напротив дивана — большой прямоугольный стол «под массив» на дивных металлических ножках.
— Этот стол был изготовлен на заказ и из рабочего легко «переходит» в обеденный, — рассказывал хозяин. — Правда, гостей у меня практически не бывает. А те друзья, что изредка здесь бывали, говорили, что в таких квартирах может жить только такой одинокий человек, как я, у которого явно не все в порядке с головой. Это точно обо мне. Потому что нормальным людям жить в такой тесноте невозможно.
Не нашел позитивных моментов в маленькой квартире и молодой человек по имени Александр. Единственное, что его радует: жилье съемное, «лишь бы было где переночевать». Правда, ночевки в квартире-студии в Каменной Горке обходятся парню в 300 долларов в месяц.
— Не знаете, дорого это сейчас или нет: 300 долларов за «однушку»? — спрашивал Александр, показывая нам жилье. — Правда, в этой квартире хороший ремонт: встроенная кухня, холодильник, стиральная машина вот за этими дверцами, добротный диван и встроенные шкафы. Санузел, хоть и совмещенный, но тоже вполне приличный. Одному здесь жить неплохо, но чувствуется какой-то дискомфорт. Тем, у кого есть семья, такая квартира-студия явно не вариант.
Молодую семью мы встретили у подъезда: мама шла с прогулочной коляской, папа — с младенцем на руках.
— У нас там еще идет ремонт, извините, не приглашаем, — предупредили молодые родители. — Но рассказать можем. У нас так называемая квартира-студия. Нам и вдвоем негде было развернуться, а теперь, когда родился ребенок, не представляем, как будем все вместе там помещаться. Когда строились, об этом сильно не задумывались. «Квадрат» обошелся где-то в 900 долларов, недорого по тем меркам. Зато вроде как свое жилье. Но теперь понимаем, что это не вариант для семьи.
Отчаявшись найти довольных жизнью в квартирах-студиях, собрались было уходить, но на удачу позвонили еще в одну квартиру. Дверь открыла очаровательная бабушка: в светлом цветастом платье, с белоснежной косынкой на голове, в вязаных носочках. Сказала, что ее зовут Валентина, и пригласила зайти в гости. Оказалось, что бабушка тоже живет в крохотной квартире-студии.
— У меня три сына, есть и внуки, — рассказала Валентина. — Чтобы детям было где жить, разменяли мою двухкомнатную квартиру на Кальварийской, где я прожила пятьдесят лет. А теперь вот внуки мне здесь купили студию, сделали ремонт.
Валентина рассказала, что места хватает и ремонт, который сделали внуки и дети, ей по душе.
— Единственное, чего мне не хватает, так это подруг, которые остались жить там, где у меня раньше была квартира, на Кальварийской, — призналась Валентина, когда провожала нас. Уже почти захлопнув двери, она вдруг «ойкнула», скрылась на мгновение из вида и вернулась с пакетиком шоколадных конфет «Аэрофлотские». Волнуясь и роняя конфеты на пол, стала угощать…
Лифт ехал медленно, мы стояли и молчали, держа в руках такие дорогие конфеты. На этой ноте хотелось философствовать и верить, что счастье живет в нашей голове, а не в тех квадратных метрах, которые мы себе можем или не можем позволить.