От Перми до Екатеринбурга: как ведет себя на не лучших российских дорогах дизельный Volvo XC90
Volvo XC90 журналисты AUTO.TUT.BY знает, как облупленную: мы были в Европе на тест-драйве, ездили на всех версиях модели, включая гибридную. Но на постсоветских дорогах тест-драйва не было. Поэтому, когда пришло приглашение проверить машину на российских дорогах — мы отказываться не стали.
Велика ты, Россия — и разнообразна, это стало понятно еще на выезде из Перми. Уже больше года не ездил по России, отвык, поэтому сначала расскажу о том, что бросается в глаза.
Дороги за последние десять лет стали намного лучше: я хорошо помню участок Красноярск-Иркутск и его 100-километровый перегон по гравийке в 2006 году. Главная федеральная трасса, которая есть на каждой карте, — и гравий, выбоины, ямы. Сейчас все по-другому: «федералки» стали намного лучше, за сытые годы нефти по 100 долларов за баррель дороги обновились. Ездить по России теперь совсем не страшно: забегая вперед, скажу, что от Перми до Екатеринбурга можно ехать хоть на Ferrari. Но это касается только дорог федерального значения, местные как были направлениями, так и остались.
Но темпы дорожного строительства замедлились: кризис, отсюда и введение системы платы за дороги «Платон», и начатые, но брошенные расширения трасс.
На фото не видно, но колея на самом деле глубокая, даже «Газели» сбрасывают ход. Плюс ямы, поэтому этот участок представлял опасность для красивых 21-дюймовых дисков XC90. Но он один такой на все 400 км от Перми до Екатеринбурга. Все остальное покрытие — вполне себе приличный асфальт, лучше, чем на трассе от Минска до Гродно. Или знаменитой «нижней» трассы от Бреста до Гомеля. Качество федеральных трасс на Урале лучше, чем большинства белорусских дорог.
Дороги стали лучше, поэтому какой же русский не любит быстрой езды? Камеры, высокие штрафы ничуть не смущают любителей погонять.
— Понимаешь, недавно было большое сокращение штата ГИБДД, сейчас встретить живого сотрудника ГИБДД с радаром очень трудно — комментирует цифры на спидометре российский колега, и оглядываясь вокруг, я понимаю, что наш экипаж не одинок. В похожем ритме по трассе несутся еще несколько автомобилей. Расположение камер есть в интернете, инспекторов с радарами действительно почти нет, поэтому «гонки» — это российское все. Как было, так и осталось.
Немногих встреченных инспекторов интересовала лишь сплошная линия разметки: из-за нарушений правил обгона в России гибнет огромное количество людей. Поэтому за «сплошную» в России лишают прав, а инспекторы свое внимание уделяют не скорости, а разметке. И правильно: когда все вокруг «летят» от 140 км/ч — главное, чтобы не выскочили на «встречку».
Если говорить о российском автопарке, он сильно обновился. Даже в провинции редко встретишь «пятерку» или «шестерку» ВАЗ — на смену старым «Жигулям» пришли «бюджетники» российской сборки. Они и составляют львиную долю машин в потоке. Они же все и ездят «от 140 км/ч» по трассе. И при взгляде на шины мне стало нехорошо.
Я и раньше замечал, что в России много любителей поездить на зимних шинах летом. Но на Урале каждая вторая машина была на полустертой «зиме» с наполовину вывалившимися шипами. Этот тренд, возможно, тоже связан с кризисом. Но «наваливать» за 140 на таких шинах я бы не рискнул.
В потоке по-прежнему очень много нашей техники: она повсюду.
На дорогах, на полях — везде наши МАЗы и МТЗ. О тракторах не знаю, но сейчас рынок грузовиков МАЗ стремительно теряет. Продажи в кризис у всех упали, но МАЗ теряет и долю рынка, а КамАЗ ее отвоевывает. КамАЗ сейчас получил от Daimler кабину Mercedes-Benz, получил технологии, поэтому будущее нашего производителя выглядит сложным. Конкуренция со стороны КамАЗа и «китайцев» оставляет мало шансов на выживание.
Впрочем, у нас сейчас разговор о поездке по России на Volvo XC90. Что можно рассказать об автомобиле?
Он красив. Одно из главных достоинств этой модели — дизайн. Шведы нечасто обновляют модельный ряд, может, поэтому и рисуют «на века». Огромная пятиметровая баржа совсем не выглядит большой, дизайн — несомненная удача создателей.
В европейских тепличных условиях вопросов к тому, как едет Volvo XC90, у меня не возникало: очень трудно найти в ХС90 недостатки, особенно если их в нем почти нет. Но все зависит от условий: по ровному асфальту ХС90 парит как все влюбленные на картинах Шагала. Но стоит выскочить на неровную дорогу — сбавляй газ. Для управляемости на автобанах подвеску сделали жесткой и короткоходной, к тому же вспомним, что шасси изначально легковое — поэтому быстрой езды по ямам автомобиль не терпит. Ухает, бухает на отбой, дрожит, резонирует: чтобы «лупить» по раллийным допам, покупайте Renault Logan или Lada Vesta. А ХС90 нужен хороший асфальт. Да и как может быть иначе у автомобиля с 21-дюймовыми дисками? Тонкая прослойка резины на них выглядит беззащитной жертвой первого большого камня…
Второй важный момент — мотор. Я уже писал о том, что Volvo XC90 уступает большой немецкой «тройке» (Audi, BMW, Mercedes-Benz) в «топовых» комплектациях тем, что двигатель у ХС90 всего один — двухлитровый. 1969 см3 — это рабочий объем всех версий ХС90, и это очень мало. В графе «мощность» все в порядке: от 190 до 320 л.с. Мы ехали на 225-сильной дизельно версии D5, и она не дала повода усомниться в своих силах. И в городе, и на трассе мощности достаточно. После 170 км/ч разгон становится «тягучим» и спокойным, но мы ведь живем не в Германии и не в России, в Беларуси ездят спокойнее. Но 4-цилиндровый дизель вибронагружен, и от этого никуда не деться. Только что летел скоростным экспрессом в тишине и спокойствии, остановился — а в салоне легкий тремор, а под капотом дизельное тарахтение… И в этом главный недостаток «глобального» 4-цилиндрового двигателя. У трехлитровых немецких моторов такого тарахтения нет и в помине, для многих покупателей это станет важным фактором.
Зато, если под колесами есть хоть какое-то подобие асфальта — как приятно путешествовать на Volvo XC90. Длинная база, около 3-х метров, и отличная шумоизоляция делают ХС90 прекрасным семейным кораблем дальнего плавания. Пневматическая подвеска позволяет не беспокоиться о перегрузе, мощный мотор позволяет не беспокоиться о дефиците мощности. Volvo в целом, идеологически, позволяет не беспокоиться. Если Range Rover пытается сделать из тебя короля, а BMW — гонщика, то Volvo помещает тебя в какую-то особую капсулу комфорта и семейных ценностей, где главным приоритетом является твоя безопасность.
Отпустил руки от руля, не выдержал дистанцию? Volvo XC90 «видит» даже российскую разметку, самостоятельно подруливая, удержит саму себя в полосе. И автоматически затормозит, если заметит опасное сближение с попутным автомобилем. В этой семейной нише Volvo мало равных: разве что Audi точно так же не «давит» идеологией.
И — стиль. Это тоже не пустые слова, когда мы говорим о Volvo. Не уверен, что все эти глянцевые панели будут также выглядеть лет через пять, но сейчас интерьер ХС90 подкупает красотой. Не вычурно, не аляповато — дорого и стильно.
Вот так, например, выглядит сейчас кнопка запуска мотора. С шведским хрусталем! Поэтому эстетства в этом автомобиле хоть отбавляй.
Поэтому в путешествиях по России за рулем таких автомобилей есть некоторое инопланетное ощущение: страшно далек транспорт эстетов от народа. Впрочем, в России так было всегда.
Если эстет вдруг решит выехать на пикник, я бы советовал ему избегать серьезного бездорожья: наш небольшой выезд дал понять, что возможности на офф-роуде, возможно, даже уменьшились по сравнению с предыдущим поколением ХС90. И хоть дорожный просвет с пневмоподвеской очень велик, 227−267 мм, ощущения «сверхпроходимца» ХС90 не дает.
Подвеска короткоходная, легковая. Колеса вывешиваются моментально, противобуксовочной системе здесь отдыхать не приходится. Поэтому позиционировать ХС90 нужно как «универсал повышенной проходимости», который просто идеален для путешествий всей семьей. Это ни в коем случае не внедорожник — это большой, просторный семейный автомобиль.
Тип покрытия для ХС90 не играет роли. Страна для ХС90 не играет роли: сейчас везде есть дороги и топливо. И именно такой автомобиль позволяет возить детей изо дня в день в садики и школы, а в какой-то момент оглянуться на задний ряд, и сказать: «Все, дети, следующая остановка — Марокко». Или Екатеринбург, как в нашей ситуации и случилось.