Искусствовед, педагог Юрий Иванов: "Сегодня детей рожают не для любви, а для статуса"
От чего надо защищать сегодня детей, о «кардиограмме души» ребенка и опасности воспитания «лидеров», а также о культурном дряхлении и важности выхода детсадовцев за границы своего «участка» — рассказывает Юрий Иванов, искусствовед и педагог-художник Народной арт-студии Wostrau.
— 1 июня ежегодно мы отмечаем День защиты детей. Так от чего же надо их защищать сегодня?
— Одного дня, наверное, недостаточно для защиты детей, надо это делать постоянно. Я бы не проводил этот день в начале лета, когда дети и так становятся свободными, а скорее — 1 сентября, когда они, и особенно первоклашки, вступают на неизведанную территорию, где опека и защита взрослого требуются на каждом шагу.
Мы оставим в стороне проблемы защиты физического здоровья и поговорим о сфере душевной жизни ребенка. Для начала важно понять, что основным содержанием детской жизни является эстетическая деятельность. Провел малыш карандашом по бумаге — и он восхищен, находит камушек или цветок — и делится с нами своим открытием… Восхищение и очарование миром для ребенка очень важно!
Эстетическая игра ребенка — это природный механизм познания и освоения окружающего мира. Как путник продвигается по незнакомому лесу, делая зарубки, изучает новую местность, так и дитя при помощи творчества-игры исследует мир.
Для этого ребенку нужна полная свобода, чтобы совершать самостоятельную внутреннюю работу. В отличие от этого детсад и школа ориентированы на исполнительскую работу: «нарисуй или повтори за учителем» и ребенок превращается всего лишь в «ремесленника». Происходит страшная подмена — вместо пытливого познавательного акта ребенок получает шаблоны и стандартные образцы: разукрашки, и другие коммерческие услуги, позволяющие доставать деньги из кармана родителей, ничего не дающие взамен.
— Сегодня появляются новые методики, но они консервативны по-прежнему: меняется форма, а не содержание программ.
— Мне довелось увидеть учебник по ИЗО для младших японских школьников. Так вот там представлены артефакты от первобытных времен до концептуального искусства XXI века, прекрасного полиграфического качества. Ребенку предоставлена возможность познакомиться с мировым наследием, важным для понимания цивилизации.
Сегодня наша педагогическая наука осталась в стороне от этих проблем. Так, в новом пособии для школьника 1−4 класса предлагаются совершенно банальные задания: дорисовать лапку у собаки… И при этом рабочая тетрадь иллюстрируется размытыми и случайными образцами только реалистического искусства.
— В Беларуси 7 лет назад из школы вообще ушел предмет «Мировая художественная культура».
— Трудно представить зрелого человека, не знакомого с античной архитектурой, храмами Средневековья, живописью и скульптурой ХХ века, современными литературой, музыкой и театром… Все это помогает нам ощутить живой, осязаемый поток истории, почувствовать время. Но это вдруг все исчезло. Маленький человек в школе стал жить без такого важного контекста. По пути к «силиконовым долинам» решили освободиться от «лишних» гуманитарных дисциплин. Ребенок в итоге остался «голый» — без прошлого, настоящего и, следовательно, будущего…
Это отразилось и на семье, всегда реагирующей на дела в школе. Порой в разговоре с родителями необходимо использовать какие-то цитаты, имена, образы, которые, сегодня оказываются уже неизвестными, а потому — невостребованными.
— Бывает, Карлсона и Винни-Пуха не процитируешь…
— Даже классическая сказка неизвестна. Дети обречены на зрелищность, там есть шум, приколы, беготня — клиповое сознание, когда человек схватывает картинку и считывает минимальное содержание, поэтому он не готов осваивать серьезные вещи — для него это уже «занудно». Также и человек, который не задействует свои мышцы, физически дряхлеет. Культурное дряхление уже здесь.
— Что дает рисование ребенку?
— Свободное аутентичное рисование имеет особый смысл и значение. Ребенок, оставаясь наедине с чистым листом, вынужден трудиться в полном смысле слова. Он не просто перерисовывает дом или закрашивает разукрашку. Он вспоминает события своей жизни, звуки, запахи, и эта работа формирует в нем уверенность, самостоятельность, авторское достоинство. Это словно «кардиограмма души» ребенка.
Взрослые порой не подозревают, что в ребенке есть столько всего! А он это чувствует, и в нем рождается индивидуум, личность. Иногда говорят, что это второе рождение человека. Исследователи отмечают, что этот процесс формирует также жизненную активность.
Сегодня художественно-гуманитарное развитие человека рассматривается как потенциал экономического и научного развития, это — ресурс прогресса. За этими людьми — будущее. В противном случае мы будем сталкиваться с неконкурентоспособностью.
— Как обстоит дело с коммуникацией в детской среде?
— Маленькие дети разговаривают прекрасно, их речь образна, обладает оригинальной интонацией. Но в школе мы уже слышим механическую заученную речь. Дети словно знают, что взрослые от них ждут. Одна знакомая режиссер ТВ мне пожаловалась, что во время проведения «Школы юных лидеров» ей было сложно найти ребенка 9−10 лет, чтобы с ним поговорить. На мой взгляд, сомнительно желание сделать из ребенка «лидера». Взращивают амбиции на пустом месте. И это — очень опасно. Вырастают такие полые люди, которые испорчены «вождизмом», хотят управлять другими, но сами ничего собой не представляют. Перед тем, как воспитать лидера — надо воспитать человека.
— Говоря о среде, формирующей ребенка, что еще можно отметить?
— Всех сегодня воспитывает телевизор. Ребенку не хватает детского контента. Очень важно языком кино говорить о проблемах трудного подросткового возраста, например. Большое влияние оказывает реклама, которая, создавая свои образы на продажу, паразитирует на подлинном искусстве. Она формирует у ребенка ложные ценности, когда вещи оказываются важнее самого человека. Телезритель без жизненного эстетического опыта с удовольствием заглатывает эту наживку. Таким образом вещи начинают придавать статус человеку. Кстати, от вульгарности и пошлости на экране ребенок также не защищен.
— Вернемся к защите детей. Детей «защитили» от перегруженности в школе. Таков был аргумент для того, чтобы убрать «МХК» из программы.
— Да, решили расширить присутствие естественных и точных наук. Но уже доказано, что занятия искусством, помимо основной задачи (о которой мы уже говорили), способны перезарядить ребенка, снять напряжение от занятий математикой или физикой. Креативный эмоциональный опыт дает ребенку возможность лучше понимать себя и других, вырабатывает зоркость к жизни, умение видеть ее свежим взглядом.
— На этот опыт влияет место, в котором живет и растет ребенок?
— Безусловно, важно место обитания ребенка. Я имею в виду город, его культуру, архитектурное пространство. Важно состояние музеев, библиотек, тех мест, где ребенок сталкивается с визуальной информацией. Хотелось бы, чтобы малыши не сидели безвылазно в детском саду «за решеткой» в течение 3 лет, а узнавали свой город, его историю.
Есть исследование: те дети, которые проводят время в организованном современном городском пространстве — бывают в кафе, ходят в театр, галереи, они хотят продолжать жить в этой среде, у них есть амбиции, желание учиться, выбиться в люди. А дети, которые проводят время «за гаражами», в неустроенных дворах, у этих детей нет желания изменить что-то в своей жизни. Важен мир, в котором живет ребенок.
К концу 80-х пал «железный занавес», и на постсоветское пространство хлынули красивые современные вещи, которые изменили нашу предметную среду (бытовые приборы, автомобили, посуда
— Мы говорим о внешней среде, но есть еще и микроклимат семьи.
— Я думаю, культурный капитал семьи определяет развитие ребенка, порой вопреки всем внешним обстоятельствам. Здорово, когда дома есть хорошая библиотека, когда с детьми разговаривают, комментируют важные события, помогают увидеть, что мир большой, интересный и противоречивый.
Но мне кажется, что есть родители, у которых появляются претензии к собственным детям. Словно они их рожают не для любви, заботы о них, а чтобы гордиться, покупать им красивые игрушки-одежду, словно подчеркивая свой статус. Но если ребенок не попадает на сцену, на подиум, не снимается в кино с детства, не срывает аплодисментов, а заболел, с ним есть проблемы, или подросток оказывается геем, тогда он вдруг не соответствует ожиданиям, как бы подводит семью. Мы сталкиваемся с родительской незрелостью, эгоизмом и несостоятельностью, которые мешают принять ребенка таким, каков он есть.
— Кстати, когда люди заводят котика-собачку, то ищут информацию о воспитании животного. Но вырастить ребенка намного сложнее, надо знать не только чем кормить и как часто с ним гулять, надо знать основы психического развития маленького человека.
— Это важная проблема, но никто не сдает никаких экзаменов, и не задумывается над своей ответственностью. У нас в арт-студии «Wostrau» в 2000 году был выставочный проект под названием «Ковчег-XXI. Вторая попытка». Он как раз был обращен к теме вашего вопроса. На буклете выставки мы видим тревожные силуэты мужчин. Они в растерянности вглядываются в небо: их дети покинули Землю, свои дома, оставив письмо, в котором упрекают взрослых в том, что те так и не могут наладить жизнь (продолжаются войны, непонимание). Однажды уже человечество было наказано потопом за свои грехи, и вот — вторая попытка, и дети хотят построить новый мир. Нас тогда упрекали, что эта тема надумана и проблема преувеличена. Но сегодня я вижу, что мы были точны в прогнозе.
Сегодня, получив в свое распоряжение медиатехнику, наши дети действительно устроили настоящий побег из нашей неустроенной реальности в виртуальный мир, где свободны от нас, но, к сожалению, не ограждены от новых опасностей и неожиданных вызовов.