Газовый спор России и Беларуси: что стоит на кону?
Низкие цены на газ открывают для Беларуси более широкие перспективы, чем простая экономия. Поэтому наша страна смело вступила в судебную тяжбу с «Гаспромом».
Судебная тяжба с «Газпромом» за более справедливую цену на газ теоретически может помочь Беларуси выторговать нужную скидку на это топливо до 2025 года – планируемого срока создания в ЕАЭС общего газового рынка, пишет Белрынок.
Хотя вряд ли белорусская сторона всерьез рассчитывает на то, что Россия согласится с ценой на газ для Беларуси в 73 доллара за тыс. кубометров. Напомним, по такой цене Беларусь платит за газ с начала 2016 года, считая, что это и есть справедливая цена исходя из равнодоходных цен. Газпром не согласен и обратился в Международный арбитражный суд при БелТПП. Поскольку судебные разбирательства в белорусском арбитраже могут затянуться надолго и не обязательно закончатся решением в пользу российской стороны, а газовый долг (как считает поставщик сырья) на протяжении этого времени – расти, то союзникам, скорее всего, придется искать компромисс в этом вопросе.
В принципе, белорусская сторона уже озвучила контуры этого компромисса. По словам министра энергетики Владимира Потупчика, цена в 117 долларов за тысячу кубометров (сейчас, согласно действующему контракту с Газпромом, цена на газ для Беларуси составляет 132 доллара) позволила бы белорусскому руководству решить две злободневные задачи: установить для отечественных предприятий тарифы на уровне российских и при этом – не повышать при этом тарифы для населения.
«По нашим расчетам, чтобы сохранить предельно низкие тарифы для населения и обеспечить тарифы на одном уровне для реального сектора Беларуси и России, важно прийти к снижению цены на газ», – отметил В. Потупчик. По его словам, «при цене на газ для Беларуси 117 долларов за 1 тысячу куб. м (а это сегодня практически в 2 раза выше, чем цена газа для энергетиков в России) мы сможем обеспечить для предприятий реального сектора экономики тарифы на уровне России, не повышая при этом тарифы для населения».
«Сегодня при цене газа для белорусских энергетиков в 3 раза выше, чем для российских энергетиков, у нас тарифы для населения самые низкие в мире», – констатировал министр. При этом на электроэнергию тарифы для населения такие же, как в России, а на тепло – в 7 раз ниже.
Министр энергетики РФ Александр Новак еще раз пояснил суть газового спора между союзниками. «Сейчас идет спор из-за цены, из-за различной трактовки перехода на равнодоходность. Белорусская сторона с учетом падения цен (в Европе – прим. ред.) считает,. что ей наиболее выгодно получать газ по равнодоходным ценам, а не в соответствии с межправсоглашением, то есть исходя из цены на газ в Ямало-Ненецком автономном округе в России плюс транспортировка до Беларуси, которая тоже оговорена соответствующей формулой цены. Но наше действующее межправсоглашение не предусматривает такого перехода с 1 января 2016 года», – заявил А. Новак.
Россия обещает Беларуси установить рыночные цены на газ исходя из принципа равнодоходности только через 9 лет. Официальный Минск такой подход категорически не устраивает, о чем было заявлено еще на этапе подготовки создания общего электроэнергетического рынка ЕАЭС (предполагается, что этот рынок в заработает с 2019 года). По мнению Беларуси, невозможно создать общий энергетический рынок в евразийском союзе, не имея общего рынка газа.
Дело в том, что согласно проекту программы формирования в ЕАЭС общего электроэнергетического рынка, создание такого рынка предполагает свободный переток электроэнергии. Это означает, что промышленные предприятия евразийской «пятерки» (Россия, Беларусь, Казахстан, Армения, Кыргызстан) смогут выбирать поставщиков с более низкой стоимостью электроэнергии.
Таким образом, Беларусь получает шанс поставлять свою электроэнергию на рынок ЕАЭС. В последние годы Беларусь вложила огромные ресурсы в модернизацию отечественной энергосистемы (преимущественно, кредиты, в том числе Китая), что заметно повысило ее эффективность на фоне стран ЕАЭС. «Стоит отметить, что мы в этом плане более конкурентоспособны, чем все наши партнеры по союзу. Беларусь за последние годы значительно сократила затраты топлива на выработку 1 кВт. ч электроэнергии, достигнув показателя 235,5 грамм условного топлива, что гораздо ниже, чем в энергосистемах соседних стран», – заметил В. Потупчик.
Однако конкурентные преимущества белорусской энергосистемы в ЕАЭС могут проявиться лишь при одном условии: если «базовые цены на газ у нас и наших партнеров будут близки», подчеркнул В. Потупчик. Вот почему официальный Минск проявляет жесткую настойчивость в вопросе скорейшего перехода на равнодоходные цены на газ.