"Президент сказал, что глупость". Как водители относятся к обязательному свету фар днем и штрафам
С 25 мая до 5 июня в Беларуси проходит специальное комплексное мероприятие «Внимание — дети!». В эти дни водители обязаны даже днем включать ближний свет фар или дневные ходовые огни. Кому это нужно и как к требованиям ПДД относятся водители, посмотрел AUTO.TUT.BY.
— Я всегда езжу с ближним светом и противотуманками, даже когда светло, — рассказывает рыжеволосая водитель Infiniti. — Все включаю, потому что так лучше видно мою машину и меньше вероятности попасть в аварию. Я не считаю, что противотуманки лишние, никого они не слепят, иначе мне бы уже мигали встречные водители.
У некоторых водителей включать фары перед началом движения давно вошло в привычку. Многие из белорусов часто бывают в странах, где обозначать машину и днем — требование ПДД. Однако есть автомобилисты, считающие, что включать фары днем — абсурд.
— А кому я должен? Президент как-то сказал, что это глупость, я и не включаю, — высказался водитель Peugeot Дмитрий. — Ездит с фарами днем тот, у кого они автоматически включаются, других таких не знаю, возможно, еще приезжие из Европы или России.
Норму ПДД о необходимости движения транспортных средств в светлое время суток с включенными фарами Александр Лукашенко отменил своим решением 19 ноября 2004 года. «Правила о том, что транспортным средствам необходимо передвигаться в светлое время суток с включенными фарами, вызывали возмущение и недоумение как у водителей, так и у пешеходов. Тем не менее безопасности движения это не прибавляло… Из правил дорожного движения должны быть исключены все те абсурды, которые не создают дополнительных условий для безопасности движения, а просто мешают как пешеходам, так и водителям», — комментировала тогда решение главы государства его пресс-секретарь Наталья Петкевич.
Что с 25 мая нужно обязательно включать свет фар, Дмитрий не знал — «его не предупредили». Насчет положительного влияния этого на безопасность движения он «сомневается» и приводит в пример Германию, Францию и Испанию, где включать огни на машине днем необязательно.
— Я не слушаю радио и не смотрю телевидение. Меня никто не предупреждал об этом спецмероприятии. Считаю, это странно — ГАИ когда захотела, тогда и провела мероприятие, а штрафует меня. Ладно бы прописали в ПДД, как с шинами — с такого-то по такое-то число включать фары обязательно.
На улице Энгельса, напротив Миноблисполкома, водитель «Волги» ожидает шефа.
— У меня госмашина, поэтому фары включаю днем всегда. Такое требование нанимателя, — признался Анатолий. — Хотя считаю, что правильно — машина заметнее.
Такого же мнения придерживаются практически все пешеходы.
— Я за все средства безопасности, которые есть — фары, фликеры, жилеты, да хоть фонари мигающие на кепках, лишь бы дети и машины видели друг друга, — подняла две руки вверх Алла, мама двух школьников.
— На все воля Божья, — присоединился к разговору проходящий мимо мужчина с тростью, который представился Георгием. — Я почти всегда перехожу дорогу не по переходу — у меня ноги больные, инвалид второй группы, дойти до перехода трудно. Так я перекрещусь, машины пропущу и иду. С фарами или нет они едут — мне все равно. Да и не будут же они все время светить, зачем это? Эти все мероприятия — как рекламная акция, временные меры.
Около половины приезжающих к 19-й детской поликлинике в Минске водителей не включали световые приборы в своих автомобилях.
— Зачем сейчас светить фарами? Солнце какое! — удивилась молодая женщина, приехавшая с малышом на Nissan Terrano.
Мужчина, который привез на BMW женщину с девочкой школьного возраста, категорично заявил, что никогда не включает днем фары.
Как рассказали сотрудники ГАИ, которые дежурили на одной из центральных улиц города, в первые дни спецмероприятия за невключенные фары они никого не штрафовали.
— Как можно сразу штрафовать? Многие водители о проводимом мероприятии и вовсе не слышали. Пока мы всех только предупреждаем и рекомендуем включить фары, но и ответственность в виде штрафа за это нарушение также предусмотрена.
За нарушение правил пользования внешними световыми приборами водителю грозит предупреждение или штраф в размере до 420 тысяч рублей.
А как у них?
Во многих странах Европы использование фар ближнего света в дневное время является обязательным.
На карте ниже фиолетовым цветом показаны страны, в которых использование фар ближнего света в дневное время необязательно, оранжевым — обязательно.
Смотреть инфографику с мобильного устройства
Страна | Штраф (в евро) | Примечание |
Болгария | 10 | |
Босния и Герцеговина | 15 | в случае аварии штраф 26−102 евро |
Венгрия | от 32 | обязателен за пределами населённых пунктов, для мотоциклов круглый год |
Дания | 67 | |
Исландия | 36 | |
Италия | от 38 | обязателен за пределами населённых пунктов, обязателен для мотоциклов везде |
Латвия | 7 | |
Литва | до 86 | |
Македония | 32 | |
Молдова | 2,7 | обязателен с 1 ноября по 31 марта, для мотоциклов круглый год |
Норвегия | от 214 | |
Польша | 45 | |
Россия | 7 | |
Румыния | от 30 | обязателен за пределами населённых пунктов |
Сербия | от 24 | |
Словакия | от 65 | |
Словения | от 40 | |
Украина | обязателен с 1 октября по 1 мая | |
Финляндия | 50 | |
Хорватия | 40 | с последнего воскресенья октября по последнее воскресенье марта |
Черногория | от 30 | |
Чехия | 74 | |
Швейцария | 36 | |
Швеция | 43 | |
Эстония | до 200 |