«Мотовело»: «too big to fail» по-белорусски
Николай Ладутько полагает, что возродить некогда гремевший на весь СССР завод «Мотовело» возможно. Но обойдется такая «реинкарнация» очень дорого. Надо ли это Беларуси и почему попытки сохранить предприятия в формате, в котором они некогда работали, все чаще проваливаются?
На заводе «Мотовело» 21 мая прошел фестиваль кастомайзинга Recast Moto Fest 2016. В качестве гостя на мероприятие пришел и нынешний директор завода Николай Ладутько, занимавший ранее пост столичного градоначальника. Он рассказал порталу tut.by о том, что происходит на заводе сегодня, а также озвучил цену возрождения завода.
Печальная история былого гиганта
Завод «Мотовело» выпускал в свое время более 200 тысяч мотоциклов и порядка 800-900 тысяч велосипедов в год. Завод был одним из лидеров белорусской промышленности даже после распада СССР, прошел процесс приватизации в далеком 1999 году (собственником стал коллектив завода), после чего все начало меняться очень быстро .
Двухтысячные внесли свои коррективы в объемы производства всей белорусской промышленности: проблемы с рынками сбыта, износившееся и устаревшее оборудование (не будем забывать, что некоторые заводы Беларуси до недавнего времени работали на станках, вывезенных из Германии после войны), отсутствие инвестиций и кризис в стране сыграли свою роль. Не обошел кризис и завод «Мотовело». Так, по итогам 2015 года производство мотоциклов показывало серьезный спад (порядка 80% по сравнению с показателем годичной давности), за год в Беларуси было собрано немногим более трех сотен штук. Велосипедов - более 43 тысяч. По информации Минфина, в 2015 году чистый убыток «Мотовело» составил 122 962 млн рублей.
В 2004 году после одной из проверок Комитета Госконтроля был уволен директор Анатолий Язвинский, но проблем завода смена руководства не решила. В 2005 году работники завода перекрыли Партизанский проспект и объявили о начале забастовки. Рабочие сообщили тогда прессе, что ждали на предприятие президента и верили в решение ситуации более мирным путем, но не дождались.
Президент Беларуси протесты не любит, и отреагировал на перекрытый проспект недовольством: «Куда вы вышли? Это частное предприятие. В свое время они этот завод выкупили, а сегодня приходят и говорят — заберите нас. Конечно, заберем. Но на это время надо. Вы же купили завод, вы за него отвечаете. Пожалуйста, работайте. Я сейчас предпринимаю усилия, чтобы забрать предприятие. Мы должны долги за них заплатить, выплатить наперед незаработанную зарплату. Продавайте велосипеды, мотоциклы и возьмите себе зарплату. Так нет, на улицу выйдем, будем там бунтовать. Себя так вести не надо. Купили завод — думайте, как работать дальше. Я такого давления не потерплю и не воспринимаю его».
Впрочем, уже в 2006 году государство провело реструктуризацию долгов предприятия и забрало его под свое крыло.
Сперва завод хотели отдать «Амкадору», но эти планы не были реализованы. Уже в 2007 году акции завода были проданы бизнесменам Муравьевым и ATEC Holding. Братья и их российские партнеры должны были вложить в производство два десятка миллионов долларов, сохранить бренд и начать успешно работать.
Однако после визита на завод в 2013 году Александра Лукашенко, стало ясно: на развитие производства было направлено куда меньше средств, чем было обещано, да и само производство особо не прирастало. Муравьев объяснял промедление выполнения пунктов бизнес-плана экономическими причинами. Тогда президент вроде бы дал согласие на отсрочку выполнения взятых обязательств, что не спасло бизнесменов Муравьевых от скамьи подсудимых.
Ситуация, сложившаяся на «Мотовело» - довольно типична для Беларуси. Дано: развалившееся под бременем пройденных лет и экономических неурядиц предприятие, которому хотят вернуть былую в советские времена мощь. Его отдают инвестору с условием выполнения невыполнимых требований, а затем забирают обратно. Инвестор при этом получает тюремный срок.
Муравьев был арестован в июне 2015 года, его обвинили в нанесении заводу ущерба в 25 млрд рублей, выводе капитала, вывозе оборудования завода, а президент обвинил бизнесмена в невыполнении взятых на себя обязательств. Завод в итоге возглавил бывший мэр Минска Николай Ладутько.
В начале мая 2016 года стало известно, что дело Муравьева должно быть передано в суд уже в ближайшее время.
Ладутько: чтобы восстановить завод, надо почти 60 млн долларов
Николай Ладутько рассказал журналистам о том, что по закону мажоритарным акционером завода по-прежнему остается ATEC, от которого заводу остались огромные обязательства перед банками, взятые под залог имущества. Сейчас на площадке завода зарегистрировано ООО «Мотовелозавод», учредителем которого выступила «Минск-арена» и опытно-механический завод. Новое ООО было зарегистрировано для того, чтобы не исчез вид деятельности.
При этом новое ООО взяло в аренду у «Мотовело» производственные линии и наладило производство: знакомые всем с детства велосипеды «Аист» и мотоциклы «Минск» теперь выпускает, в общем-то, совсем другое предприятие.
Руководитель завода полагает, что государство должно принять решение о развитии вело- и мотопроизводства. Что касается деятельности завода, то один из вариантов развития событий может выглядеть следующим образом: построить его заново на новом месте с современным оборудованием, наладить выпуск собственных вело- и мотокомпонентов.
Ладутько отметил, что для развития предприятие необходима серьезна финансовая подпитка: порядка 50 млн долларов на будущие шесть лет. Он отметил, что старые корпуса завода являются проблемными, как и территория предприятия в целом.
Впрочем, в условиях кризиса такие финансовые вливания в нерентабельное предприятие почти невозможны. С другой стороны, и Ладутько, и глава КГК Леонид Анисимов и президент неоднократно повторяли, что завод «будет жить». Ради этого простого «будет жить» государство готово на многое. Однако чаще всего из жертвенности ничего хорошего не получается.
На желание бывшего мэра вложить в «Мотовело» больше 50 млн долларов отреагировал бизнесмен Александр Кнырович, который написал на своем сайте о том, что спасти предприятие можно лишь в том случае, если им будут заниматься люди со стратегическим видением будущего завода.
«Если уж мы, как страна, как общество, очень хотим сохранить милый сердцу бренд, то нам стоит найти тех, кому этот завод действительно нужен и тех, кто обладает знаниями, опытом, связями на этом рынке. Нужно, как это ни смешно звучит, снова приватизировать недавно национализированный завод. Полагаю, что условием этой приватизации должно быть строительство новых цехов завода в, например, белорусско-китайском технопарке и передачу освободившихся площадей городу, чтобы не увязывать выгоду от удачного месторасположения старых корпусов с ценой собственно бизнеса».
«Сколько стоит «Мотовело»? Думаю, честная оценка – ноль, как ни грустно это признавать. Но если компания без прибыли, только для поддержания своей деятельности на текущем, крайне низком, уровне, просит у государства сумму достаточную для запуска завода с нуля, то может быть не стоит себя обманывать? Может быть стоит подарить этот завод заинтересованному, профильному, профессиональному участнику рынка при условии сохранения и развития бренда? У нас останется замечательный участок в центре города, размером в несколько десятков гектар и ценой в десятки миллионов долларов. Ну и естественно такая новая приватизация должна не повторять ошибок прошлых лет. Как показала практика, кулуарные сделки с непрофильными инвесторами – не лучший способ привлечения заинтересованных инвесторов, как в случае с данным предприятием, так и с остальными ценными объектами белорусского промышленного наследия», - пишет эксперт. Он также отмечает, что в случае получения денег со стороны государства нынешним руководством завода, ничего хорошего из проекта не будет.
«Пару-тройку лет займет процесс – мы будем строить цеха, завозить оборудование, перерезать ленточки. А потом обнаружится что промахнулись – не попали в рынок ни по моделям, ни по цене-себестоимости, ни по уровню работы с дилерской сетью. И станет гордость страны еще одним камнем на шее белорусской экономики, но только ценой уже плюс 50 млн», - полагает бизнесмен.