Что минчане делают в галереях, когда закрывается метро: репортаж с "Ночи музеев"
На всемирно известную акцию в столице мы решили сходить в два популярных в этот день места — в Национальный художественный музей, где программа проходила с вечера и до полуночи, и в музей имени Заира Азгура, где каждый год программа мероприятий предлагает развлечения на всю ночь до утра. AFISHA.TUT.BY узнала, кто и почему стоит в очереди в камерный Национальный художественный и что держит людей всю ночь в музее со скульптурами Ленина и Сталина.
Национальный художественный музей. Французский театр, лекция о гениальных картинах и полотно для селфи
Это, пожалуй, самый популярный вариант для акции у минчан. Ежегодно в «Ночь музеев» здесь аншлаг, а очередь бывало выстраивалась и до улицы Карла Маркса. Программа мероприятий стартует с 6 часов вечера, но мы приходим в музей к 9-ти. В это время очереди нет совсем. Вполне возможно, руководство музея решило проблему с кассами, организовав точки продаж не только снаружи, но и внутри здания. Билеты на мероприятие стоили 75−100 тысяч.
У музея кучкуются люди, кто-то слушает музыку на входе, кто-то обсуждает уже просмотренную экспозицию. Слышно как с энтузиазмом роняют те, кто зашел в одно время с нами в малиновый зал: «На Екатерину посмотреть!».
На этажах немноголюдно, периодически, попадая на окончание перфоманса на одной площадке, слышно как начинается что-то на другой.
Так привлекал к себе внимание французский театр «Завтра весна». В какой-то момент люди просто сбегаются на нечленораздельный крик актера, после нескольких минут его выступления в конце слышно и различимо только «Я люблю тебя, я люблю тебя, спасибо!». Раздаются аплодисменты. Перфоманс французов продолжает девушка, рассказывая что-то под аккомпанемент рояля, а рядом — в нескольких шагах — под hip-hop детишки, разложившись на полу и вооружившись красками учатся рисовать акварелью. Чья-то мама просит за свое чадо: «Дайте кисточку художнику!». Дети удивительно скрупулезно и со знанием дела участвуют в конкурсе.






Натюрморт для «чайников» и полотно как у Пикассо
Музейные работники не только контролировали процесс, но и рассказывали о гениальных полотнах, на которые стоит обратить внимание в постоянной экспозиции — учили разбираться и читать картины.
— Так, о чем это говорит? Я насчитал 18 яблочек и 9 кувшинчиков.
— А свечечки вы посчитали? — отшучивается кто-то из аудитории.
На самом деле, такой формат заметно понравился людям — лектора окружал народ и не уходил до конца программы. Пока молодой человек учил строить причинно-следственные связи от «яблочек» и «кувшинчиков», к разговору о высоком подключались дети и строили вполне логичные решения. Правда, многие замечали, что выступающим не хватает микрофонов, так как слышали речь только пару первых рядов.
Еще одной популярной точкой маршрута в музее было огромное полотно Арт-группы «Сайра» Сергея Гриневича «Чудесный сад» — дар Республиканскому научно-практическому центру детской онкологии, гематологии и иммунологии в деревне Боровляны. На фоне пушистых темно-синих деревьев выстраивалась очередь для селфи. Не менее популярными были и слепки из Лувра, тут тоже многие желали сравнить свои пропорции с Венерой.
На первом этаже продолжался интерактив: в арт-кафе у всех желающих была возможность почувствовать себя Пабло Пикассо или Рене Магриттом — нужно было на маленьком холсте перерисовать известную картину художников. А для тех, у кого со школы с ИЗО не очень, на стенах висели пустые рамы — их успешно использовали для фотографий.
«Люди смотрят на картины будто изучают ценники в Prostor’e или АЛМИ»
Интеллигентного вида пенсионеры, юные девушки в платьях на выход и на каблуках, парни в костюмах — заметно, что многие пришли в музей со знанием дела и лишних людей тут наверняка нет. Вот и Андрей занимается бизнесом в сфере недвижимости, но в день акции считает обязательным прийти в музей и отдохнуть культурно:
— Всегда собираешься выбраться, а тут такое событие, когда понимаешь, что его пропустить нельзя — под грифом «совершенно должное» — поэтому для меня это такой контракт с высоким искусством. Мы только пришли и пытаемся попасть в резонанс, пока не очень резонирует, но я думаю, время еще есть.
Ближе к 11 часам вечера Андрей с другом уже танцевали под Нагуаль. Похоже, парни все же разобрались с резонансом.
Вопрос цены для посетителей музея не так актуален. Александр — специалист в строительной технике, молодой человек считает считает, что поддержать наши музеи рублем в один день — не так уж и плохо.
— Можно сделать цену чисто символической — 10 или 15 тысяч, чтобы люди шли осознанно на какой-то ивент. Все-таки если это бесплатно, то заведение будет перегружено массой случайной публики. С другой стороны, для популяризации — было бы неплохо, конечно, но надо ли такая популяризация?
Напоследок Александр высказывает свое удивление заинтересованными посетителями:
— Вообще приятно наблюдать так много людей, которые смотрят на картины с тем же самим взглядом, с которым они изучают ценники в Prostor’e или АЛМИ — очень долго всматриваются, как будто штрих-код сканируют.
Музей имени Заира Азгура. Лекции об урбанизме, какао и звуки города
А вот Мемориальный музей-мастерская имени Заира Азгура подготовил менее интерактивную программу, но явно рассчитывая на свой узкий круг посетителей. Тут ставка была сделана на качество, а не количество гостей.
Музей начинал свою акцию в 23.00, люди подходили к полуночи — после основных мероприятий в городе.
Для программы «Призма урбанизма» работали три площадки. В первой — зал с фотопроектом о городской жизни и среде — наружная реклама, фасады домов, подъезды, метро — подобные зарисовки украшали стену малого зала.
Во внутреннем дворике тем временем играли музыканты-экспериментаторы, которых представляли как «изучающих звуковое пространство мегаполиса».
В скульптурном зале под присмотром Карла Маркса и компании сначала рассказали об урбанизме архитектор-градостроитель Дмитрий Бибиков и архитектор Дмитрий Задороин, а после заинтересованные зрители смотрели несколько фильмов об устройстве города. Такая тематика явно объединяла не случайных людей. А если таковые сюда и просачивались — оперативно исчезали.
Во внутреннем дворике продавали только какао, чай, пироги и веганские конфеты. Неподалеку с нами стояли молодые люди и разбирали по полочкам свою систему тренировок. Напротив случайные парни не понимали, когда же начнется кульминация акции, даже не догадываясь, что процесс давно пошел.
— Девушки, — обращаются они к дамам неподалеку, — поехали с нами в центр кофе пить! Тут же движения нет, музыки никакой — звуки природы какие-то. А может вас на белорусском надо позвать, а то мы пришли — тут все «на мове размаўляюць»?! Так, как будет на белорусском предложить?
Парни вскоре получают отказ и уезжают в центр пить кофе одни.
Лектор тем временем рассказывает о том, почему посадить дерево в городе довольно затруднительно, а вот ночью, если вас никто не видит — вполне возможно без последствий, потому что «Я не знаю, как они квалифицируют куст».
К трем часам ночи людей в музее становится меньше, кто-то уходит сразу после лекций, правда, и на последний поезд метро никто не сбежал. Многие остаются тусоваться во дворике своими компаниями, общаясь под музыку, споря про городские установки и потягивая какао. В очереди кто-то говорит «Еще бы чуточку выпить, чтобы совсем классно!». Студентки обсуждают, что услышали в зале и уточняют, что общежитие открывается в 6 утра — как раз к окончанию акции. А скульпторы неподалеку хвалят лектора и чуть ли не начинают бить кулаком в грудь и доказывать свою пользу для города друг другу.
На выходе встречаем инженера-музыканта Максима. Молодой человек остался приятно удивлен и доволен организацией в музее Азгура.
— В целом каждое из мероприятий было довольно интересным, когда я устал от одного — шел на другое.
Его подруги, архитекторы Алена и Света пришли как раз ради такой статичной и спокойной тусовки:
— Мне не очень нравится, когда курят, алкоголь — вот это все. Я не сторонник больших толп — поэтому мне было комфортно здесь. И приятно, что есть объединенная тематика. Ты находишься в этом состоянии города и можно что-то вынести для себя, если ты не очень быстро устаешь.
Что же касается цены вопроса, то 100−150 тысяч молодые люди считают вполне адекватной ценой.
После трех во дворике становится меньше людей, поочередно за компаниями подъезжают таксисты, а кто-то садится на свой велосипед и колесит домой — метро все равно откроет свои двери только спустя два с половиной часа.