Поле боя: беспилотник для Гитлера
Вторая мировая война стала настоящим полигоном для современных видов вооружения. Появились первые переносные зенитные ракетные комплексы, приборы ночного видения, баллистические ракеты (о них мы писали ранее).
Теперь же хотим поподробнее остановиться на беспилотниках. Ведь дроны — это не современное ноу-хау, они появились более 70 лет назад, но из-за несовершенства техники и того, что появились они к концу войны, заметной роли на полях сражения не сыграли.
Но факт остается фактом — уже во Вторую мировую войну существовало разделение беспилотников на ударные и разведывательные.
Беспилотный разведчик As-292
Первоначально As-292 разрабатывался в качестве мишени для тренировок зенитчиков. Поэтому над конструкцией создатели Argus Motoren особо не заморачивались: трубчатый фюзеляж, полотняная обшивка и мотор мощностью три лошадиные силы. Правда, нужно отдать должное, самолет-мишень имел полноценный набор управляющих поверхностей: пара элеронов, рули высоты и направления.
Размах крыльев составлял 2,4 м, скорость — 70−80 км/ч, взлетная масса — 22−25 кг. Для разбега и взлета беспилотник имел трехточечное шасси с костыльным колесом.
Для управления использовалась самая простая автоматика — несколько пружин и тросиков, отвечающих за удержание курса. Свой первый полет самолет-мишень совершил 9 июня 1937 года.
Слишком дорогой для мишени
Однако зенитчиков такое положение дел не устроило — им было необходимо практиковаться в стрельбе по цели, совершающей противозенитные маневры.
Чтобы решить эту проблему, специалисты Argus Motoren оснастили свой беспилотник системой радиоуправления, на установку которой ушло почти два года. В итоге первый радиоуправляемый прототип As 292 с аппаратурой управления весом 3 кг поднялся в воздух только 14 мая 1939 года.
В Люфтваффе новинку оценили в буквальном смысле: практичные немцы посчитали, что стрелять по такому беспилотнику — дорогое удовольствие, и создателям As-292 пришлось срочно подыскивать своему детищу другую работу.
Выход был найден в создании на базе беспилотника разведчика. Грузоподъемности самолета как раз хватало для размещения фотокамеры. В октябре 1939 года беспилотник-разведчик совершил свой первый полет и даже провел аэрофотосъемку.
Одной из основных проблем, которую пришлось решать, стала посадка самолета без повреждения фотокамеры. Эту задачу инженеры решили просто: оператор выводил самолет в нужный район, например, возле себя или возле фотолаборатории, и отключал двигатель. После того, как беспилотник снижался до нужной высоты, по команде с земли выпускался парашют, на котором As 292 спускался на землю.
Оценив возможности новой машины, комиссия Рейхсминистерства авиации дала добро на производство этих машин для армии.
На службу в армию
Серийные экземпляры беспилотника-разведчика As 292 отличались наличием кожуха-обтекателя, закрывающего аппаратуру управления и фотокамеру, более мощным двигателем — 7 л/с, а также увеличившейся скоростью — до 100 км/ч.
Также As 292 получил вторую фотокамеру, несколько изменилась конструкция крепления шасси, а общий вес достиг 27 кг.
С началом войны фирма «Argus Motoren» оказалась загружена производством авиамоторов, поэтому к выпуску беспилотников смогла приступить только в 1942 году.
На выполнение заказа по As 292 ушло чуть менее года, после чего БПЛА поступили в войска. К сожалению, информация о боевом применении первых этих беспилотников затерялась в архивах.
Ударные БПЛА «Мститель»
В основе создания ударного беспилотника-камикадзе Mistel («Мститель») лежат идеи немецкого пилота-испытателя компании «Юнкерc» Зигфрида Гольцбауера, который еще до Второй мировой войны успел полетать на английском составном самолете «Майо» S-20/S-21 и доктора Фрица Штамера из исследовательского института DFS.
Первый предложил применять отслужившие свой срок самолеты в качестве носителей взрывчатки, второй разработал конструкцию подвески снарядов «Нискераск», в основе которой лежала та же возможность буксировки планера-снаряда.
Техническое задание на разработку прототипа было выдано Министерством авиации Германии институту DFS в начале 1943 года. Предполагалось создание прототипа сцепки беспилотного варианта бомбардировщика Ju 88А-4 и истребителя Мессершмитт Вf 109−4.
Под шифром «Бетховен»
Опытный образец получил название Mistel («Мститель»), а фирма «Юнкерс» — задание переоборудовать 15 Ju 88А в «Мстители». У проекта было еще одно кодовое название — «Бетховен».
Взлет «Мстителя» осуществлялся за счет работы двигателей обоих самолетов, после набора высоты 1,5−2 км мотор истребителя отключался.
Мотор самолета-носителя снова запускался только во время подлета к цели. В ходе атаки пилот переводил систему в режим пологого пикирования. На безопасном расстоянии истребитель отцеплялся, а беспилотный самолет летел на цель.
Для обучения пилотов — носителей дронов использовалась сцепка Bf 109F-4 и стандартного Ju 88А-4 (вместо самолета-снаряда), из кабины которого было убрано все носовое оборудование. При необходимости носовая часть снималась и на ее место крепился кумулятивный заряд весом 1725 кг, снабженный контактным взрывателем. Во время испытаний такой заряд легко пробивал бетонную стену толщиной два метра.
Испытания полностью снаряженных «Мстителей» прошли в ноябре 1943 — апреле 1944 года и были успешными. Дронам удалось потопить списанный французский боевой корабль «Оран».
Первый блин комом
В июне 1944 года первая эскадрилья «Мстителей» (пять единиц), получившая обозначение IV/KG. 101, под командованием капитана Хорста Рудата была переброшена во французский Дезиер.
Дебют выдался неудачным: «Мститель» встретился с английским истребителем, и Bf 109F-4 пришлось бросить сцепку и ретироваться.
Четыре оставшиеся самолета были использованы в ночь с 24 на 25 июня 1944 года — атаковали корабли союзников в устье Сены. Хотя все цели были поражены, ни одно судно не затонуло.
Удар по Москве, операция «Железный молот»
Германия отчаянно проигрывала войну, и ее руководство готово было применять самые безумные идеи. Так родился замысел операции под кодовым названием «Железный молот». Согласно замыслу сто «Мстителей» должны были нанести удар по военно-промышленным объектам СССР.
Одной из ключевых задач операции являлось выведение из строя точечными ударами беспилотных «юнкерсов» электростанций, питающих Москву.
Пилоты носителей дронов готовились по специальной программе на пяти аэродромах в районе Мерсебурга. Осуществлению планов нацистов помешало стремительное наступление Красной Армии.
Поэтому пилотам в спешке выдали другое задание: эскадрилья II/KG.200 должна была бомбить речные переправы на Одере, Нейсе и Висле. «Мстители» вводились в бой разрозненными группами и не смогли добиться ощутимых успехов.
Достойно проявить себя «Мстителям» не позволила серьезная нехватка ресурсов у агонизирующего Третьего рейха, тотальное превосходство союзников в воздухе, малочисленность самих дронов.
Читайте также: Бронеэкзотика: огромные атомные самоходки СССР