"Нелегкое чтиво": книги, которые открывают новые стороны жизни

Источник материала:  
18.05.2016 08:30 — Разное

Чтобы сейчас и впредь вам легче было найти книгу «под настроение», мы затеяли ежемесячно делать подборки интересных книг на любой вкус.

В них может быть литература самых разных жанров, вышедшая как 10 дней, так и десять лет тому назад. Не факт, что вы встретите здесь рекордсменов продаж («Пятидесяти оттенков серого» ждать не приходится), потому что обзоры эти будет делать не магазин, у которого есть цель «сбыть с рук», а увлеченный читатель, который любит писать о книгах.

От автора рубрики Эмилии Корсаковой:

«В этой рубрике никогда не будет того, что мне не понравилось (по крайней мере в оценке книг я постараюсь быть откровенной), также в ней не будет отзывов о книгах, которые я не читала. Но и объективности, пожалуй, ждать особенно не стоит, ведь на вкус и цвет все фломастеры разные, а списки книг не рекомендованы какими-нибудь важными государственными органами.

Порой эта рубрика будет тематической, порой просто списком книг, прочитанных за тот месяц, что я готовлю этот текст, тут нет правил — только книги. И еще один маленький вводный момент: о каких-то книгах я буду писать довольно много, о каких-то меньше, но это абсолютно не говорит ни о качестве, ни об объеме книги, а просто о том, как сложились буквы в слова лично у меня".

Напоминаем: наши прошлые обзоры были посвящены теме чуда в повседневной жизни, книгам, которые станут лучшим подарком для друзей, произведениям о настоящих мужчинах и пьесам, обязательным к прочтению.


Сегодня мы поговорим о книгах, которые точно нельзя назвать легким чтивом для отпуска. Но тем лучше: именно такие произведения заставляют задумываться и открывать в самом себе что-то новое.

М.Агеев — «Роман с кокаином»

«Роман с кокаином» стал невероятно известен и популярен не только благодаря хорошему слогу изложения и интересному сюжету, но и из-за неутихавших споров по поводу авторства романа. Долгое время выдвигались различные мнения, пока не была опубликована переписка Марка Леви, в которую входили и черновики романа. Что не убавило интереса, ведь роман вышел в Париже на русском языке.

В целом произведение абсолютно погружает в атмосферу времени, города, среды, языка. В течение большей части романа даже непонятно, почему он носит такое название, но в конечном счете все становится на свои места. Читать непросто, поскольку постоянно преследует чувство неловкости, даже стыда за главного героя. Конец же романа приводит к мысли о том, что мечта, какая бы она ни была, таким путем со всей очевидностью достигнута быть не может.

Ф.М. Достоевский — «Бесы»

Впервые взяв в свои руки этот роман, можно разочароваться. Предвкушаешь инфернальный сюжет, а сталкиваешься с самым политизированным романом Федора Михайловича.

Второй раз «Бесы» идут проще, по крайней мере ты не тратишь усилия на то, чтобы разобраться, кто кому и кем здесь приходится и почему у них те или иные отношения. В итоге все сосредоточение мысли сводится ко внутренним терзаниям главных героев, к одолевающим их бесам, без которых человек немыслим. И вот тот факт, сможет или же нет каждый из героев их преодолеть, составляет основную линию романа.

Во многом, конечно, Достоевский верен себе: без труда отыщутся пласты божественного управления сущим; будет и рассказ о первых попытках диссидентства. В целом же Достоевский в очередной раз превратил библейскую мысль в захватывающий детектив, что, безусловно, в его изложении доставит удовольствие читателю.

Эфраим Севела — «Легенды Инвалидной улицы»

«Легенды Инвалидной улицы» родились из непростой биографии Эфраима Севелы. Хотя у какого еврея биография была простой в Советском Союзе? Но у него, как у немногих, она оставила в письменном творчестве светлые, яркие впечатления лишь с нотой щемящей грусти. Вот и те небольшие новеллы, которые представляют собой «Легенды», рисуют нам живописную картину происходящих на Инвалидной улице событий, лишь в конце показывая нам контраст и ужас обстановки, в которой, тем не менее, жизнь била ключом.

Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак — «Я хочу в школу»

Это современная книга белорусских авторов, в которой нет морализаторства или ощущения «школьной пьесы», но есть много жизни. При всей легкости изложения и современных веяниях книга рассказывает о важном: о том, как и чем живет молодое поколение, как мы забываем, что именно на нашем примере учатся и что не все в этой жизни можно купить за деньги.

Язык у книги довольно простой, но позволяющий воображению очень ярко представлять картинку происходящего. Сюжет же увлекает невероятно, и книгу буквально «проглатываешь» за несколько часов. Бесконечно радует, что и сейчас можно встретить книги авторов, которые не потеряли веры в чудо, добро, справедливость и пишут о том, что по-настоящему волнует.

Хорас Маккой — «Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?»

В основе сюжета книги Хораса Маккоя лежит танцевальный марафон, победители которого могут выиграть главный приз — 1500 $! И это в 30-е годы прошлого столетия, времена «Великой депрессии» в Соединенных Штатах.

Люди, живые люди, такие же, как мы с вами, готовы за семиразовое питание и ночлег (хотя какой уж там ночлег, когда на сон только 10 минут каждые два часа) превратиться в подопытный «скот». Конкурс на выживание в невыносимых условиях, где все на равных: и мужчины, и женщины — даже беременные. Каким же страшным было то время, если все это было возможно (а ведь это не художественный вымысел автора: танцевальные марафоны существовали, и порой участники танцевали без остановки по 30−40 дней!).

И в центре этого безумия, где люди превращаются в скот, стоит женщина, которая одновременно и борется за жизнь, и при этом хочет, буквально жаждет умереть…

Анатолий Приставкин — «Ночевала тучка золотая»

Это тяжелое повествование о жизни двух братьев-сирот в детдоме в годы окончания Великой Отечественной войны. Об их жизни в средней полосе, перемещении на Кавказ и последующих событиях там. Местами книгу читать трудно, потому как нам, не будучи, к счастью, в подобных ситуациях, просто невыносимо представлять некоторые вещи. Иногда до боли сжимается сердце, потому так и больно, и страшно, и хочется кричать от непонимания того, как такое вообще могло случиться на самом деле!

Последующие, опубликованные в этой же книге рассказы автора несколько озаряют то мрачное впечатление, которое после себя оставляется повесть. Они грустные, с болью, но все же в них много света, тепла — они настоящие.

Варлам Шаламов — Колымские рассказы

Читать рассказы Шаламова невероятно тяжело, и ради праздного интереса браться за них не стоит, поскольку не разделить это все не получится. Это даже не больно, поскольку боль — это хотя бы чувство, это не страшно, поскольку страх — это тоже чувство…

Это какое-то страшное отупение, обездвиживание, без какой-либо искры надежды…

Ты читаешь с расширяющимися от ужаса глазами и понимаешь, что помощи ждать просто неоткуда.

Самое ужасное, что по сути эта книга представляет собой биографические хроники того времени, и трудно даже представить, какой должна быть сила воли человека, чтобы выжить в этом аду за долгие 17 лет.

Страшная книга, но порой стоит получить такую пощечину в жизни, чтобы узнать еще кое-что о ней.

Жоржи Амаду — «Капитаны песка»

«Капитаны песка» являются основой для экранизации знаменитого фильма «Генералы песчаных карьеров».

Книга хорошая, даже очень, но немного обрывочная, в том смысле, что ты будто картинки смотришь, новеллы из жизни уличных мальчишек. Из каждой истории вполне можно было делать отдельный роман, но автор решил иначе и показал трудную жизнь подростков отдельными — короткими, но очень яркими мазками. А еще этот как раз тот случай, когда книга много лучше фильма.

Виктор Гюго — «Последний день приговоренного к смерти»

Книга представляет собой небольшой дневник, повествующий о последних днях человека, приговоренного к смертной казни. Это рассуждения Гюго, первоначально опубликованные анонимно и вызвавшие огромный резонанс в обществе того времени.

Пожалуй, главная мысль книги в том, что желание смерти другому человеку может быть вызвано или местью, или карой, но кто мы такие, чтобы мстить человеку, которого даже не знаем? И кто мы такие, чтобы нести смерть другому человеку как кару, ведь мы много ниже того, кто может карать.

А еще те, кто выступает за смертную казнь, порой забывают об условиях исполнения этого наказания: родственники уведомляются о том, что казнь произошла, лишь постфактум, причем без указания точной даты, и тело умершего не выдается.

Об этой книге можно долго рассуждать, над ней можно спорить, но так и не прийти к единому выводу… А потому читать стоит, поскольку книга актуальна и по сей день!

←Ночь музеев в Бресте: пионеры, агитплакаты и хлеб с сахаром

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика