Как зарабатывать валюту, если ты не айтишник. Три реальные истории минчан
В кризис модно говорить о том, что нужно экономить валюту. Все привыкли, что больше всего у нас зарабатывают программисты — именно их доходы чаще всего привязаны к валюте, ведь основные заказчики живут за границей. FINANCE.TUT.BY поговорил с тремя минчанами, которые тоже нашли способ зарабатывать на иностранцах и при этом заниматься любимым делом в рамках закона.
Стоковая фотография: картинки с едой приносят больше, чем свадьбы
Фотограф Максим Шебеко почти не снимает людей, вместо них он фотографирует еду. Фотографирует много и очень часто. Затем свои снимки он продает на фотостоках — они разлетаются сотнями копий по всему миру — автор и сам не знает, что и в каких странах его работы «украшают и иллюстрируют».
— Фотография — мое основное занятие вот уже 8 лет. Как-то само собой вышло, что меня потянуло в стоковую, а не свадебную фотографию. На стоках я избрал предметное направление: наверное, сказалось то, что я интроверт. Все мои снимки так или иначе вращаются вокруг тем еды, флористики, красивой жизни, путешествий. Еда и напитки востребованы: в Минске более 500 заведений, еда красива сама по себе, она дает большое пространство для экспериментов, — объясняет выбор своей ниши Максим.
Обновлять портфолио на фотостоках необходимо постоянно, поэтому снимает Максим почти каждый день. То, что будет продаваться, фотограф выбирает «по интуиции», но последние тренды все же изучает, периодически листая Pinterest. Некоторые съемки приходится планировать заранее на год вперед. Поэтому те, кто считает такую работу легким развлечением, очень ошибаются.
— Тематические съемки - такие, как весеннее цветение, летние запотевшие напитки, индейка на День благодарения, рождественский и новогодний стол, зимние забавы в снегу и прочее - снимается за год, — рассказывает Максим. — Потому что организовать такую съемку проще всего именно в канун события, а потом уже обрабатывать, подбирать ключевые слова, загружать фото на сток, подождать, чтобы снимки проиндексировались, начались просмотры, а потом только пойдут продажи. Такие снимки через год уже имеют некий вес, у них и продажи значительно выше.
Одновременно Максим сотрудничает с 5 стоками. При этом львиную долю прибыли приносят лишь два из них — Shutterstock и Fotolia — остальные три вместе взятые приносят лишь 10% от заработка.
Снимки на стоках стоят от 25 центов до 1 доллара по подписке и от 1 до 30 долларов при поштучной продаже. При этом один и тот же снимок можно продавать хоть несколько тысяч раз, но в среднем одна фотография продается около 100 раз. Правда, как отмечает Максим, стоимость снимков на стоках постепенно снижается: за последние пять лет выплаты стокерам уменьшились на 20−50%.
— Стоковая фотография — это мой основной и единственный способ заработка. Я не снимаю свадьбы и вообще что-либо за деньги. Любые съемки, которые я провожу не для стоков, в большинстве своем бесплатны и делаются мною для души, — рассказывает Максим.
Фотограф отмечает, что заработка со стоков «более чем хватает на жизнь в Беларуси и поездки по миру» — он как «фул-тайм-стокер» однозначно зарабатывает больше 90% белорусских свадебных фотографов.
— Большинство стоков выплачивают гонорары в долларах. Со стоками заключается договор оферты, по нему они имеют право продавать твои работы и обязуются платить тебе небольшое вознаграждение. Сток забирает от 50 до 90% от стоимости снимка. В Беларуси же я просто физлицо. Деньги со стоков приходят как перевод из-за границы и облагаются 13%-ным подоходным налогом, который платится раз в год.
Экскурсии по Минску и Беларуси: в сезон получается по 700−800 долларов в месяц
Минчанин Андрей Бурденков работает гидом-переводчиком пятый год. Экскурсии по Минску и другим белорусским городам он проводит на английском языке. Его основные клиенты — иностранцы, чаще всего американцы, канадцы, голландцы и бельгийцы. Реже встречаются финны, французы и испанцы.
— Первый опыт в качестве гида случился в 2006 году, когда в турагентство, где я работал курьером, зашла шведка и спросила, водит ли кто-нибудь у нас экскурсии по Минску. Я ответил, что, конечно, водят, и договорился с ней встретиться через три часа. Кое-как я тогда представил город и с тех пор ударился в чтение исторической литературы, — рассказывает Андрей. — Так я начал водить экскурсии с иностранцамами, но это было редко — один или два раза в год. В 2011 году я ушел из турагентства и начал заниматься этим профессионально — открыл ИП, получил сертификат гида-переводчика. Сейчас это моя основная работа.
Обзорная 3-часовая экскурсия по Минску у Андрея стоит 90 долларов на группу от 1 до 6 человек. Половина стоимости уходит на транспорт, половина — непосредственный заработок экскурсовода. Экскурсии, например, в Хатынь или на «Линию Сталина» стоят 130 долларов, самое дорогое направление — Мирский и Несвижский замки — обходится в 180 долларов. Правда, нужно понимать, что по закону Андрей не может брать деньги в валюте — только рубли.
Заработок сильно зависит от сезона. Например, с декабря по март — мертвое время, когда туристов почти нет. Весной наступает более оживленное время: в апреле, например, у Андрея было около 10 заказов, в мае их становится еще больше.
— В среднем 700−800 в месяц выходит, но надо понимать, что есть несколько месяцев «несезона». Под конец года у меня перед оплатой в ФСЗН остается порядка 2000−2500 долларов, и это при том, что я в ремесле 5-й год и знаю, где найти заказы. На отчисления в фонд уходит около 400 долларов. На оставшиеся деньги живу. Читаю историческую литературу и мемуары интересных людей, подрабатываю переводами. У меня неприхотливый образ жизни, поэтому этих денег вполне хватает, — рассказывает о своем заработке Андрей.
Клиентов гид находит в основном через интернет — Андрей ведет несколько собственных сайтов, где размещает всю необходимую туристам информацию: от визовой поддержки до кратких сведений о достопримечательностях. Также периодически к Андрею с предложениями обращаются белорусские и зарубежные турагентства.
— Я не беру большие группы — мне интереснее работать с людьми лично. Моя любимая категория туристов — те, кто приезжает проведать «места предков». Недавно ездил с канадцами в Пинск, где те искали могилы своих родственников. Но таких туристов совсем немного — человек 5 в год. Есть люди, которые специально приезжают по несколько раз ко мне на тур по Минску. Например, один голландец ездит каждый год — ему нравится мой стиль, интересует то, что я рассказываю.
Репетитор по скайпу: однажды помогал японцу учить английский
Переводчик из Гродно Петр Кузьмич свободно владеет двумя иностранными языками — английским и японским. Долгое время он преподавал языки исключительно в своем городе, но в новом учебном году он решил расширить «географию» своего обучения — начал практиковать онлайн-уроки по Skype.
— Японский в Гродно особо некуда пристроить, поэтому я начал искать выход. Понял, что сегодня спокойно можно заниматься с учениками дистанционно, где бы они ни жили. Проводить уроки по интернету я начал с сентября прошло года.
Учеников Петр находит, оставляя объявления на различных форумах. В основном он занимается с людьми из России и других русскоговорящих стран. Стоимость одного часового занятия английским, если переводить в национальную валюту, — 100 тысяч белорусских рублей, японским — 200 тысяч рублей.
— Людей все равно больше интересует английский язык. 80% моих учеников занимаются английским, и лишь 20% — японским.
В 2016 году Петр зарегистрировался на специальном сайте — международной платформе по поиску репетиторов различных иностранных языков.
— «Выхлоп» от этого сайта у меня пока небольшой, — признается Петр. — Но на сайте есть возможность моментальных занятий: если я онлайн, а кому-то нужна помощь с языком прямо сейчас, мы с ним разово можем позаниматься. Несколько таких учеников у меня уже было. Например, на меня вышел один японец, чтобы я с ним английским позанимался. Как-то китаец обратился, чтобы я помог ему перевести на японский деловое письмо. Пока с сайта больших заработков нет — жду осень, тогда станет получше.
Работа репетитора также зависит от сезона, объясняет Петр. Осенью люди активней всего ищут себе преподавателей, а ближе к лету ученики постепенно «отпадают»: начинается сезон экзаменов, каникул, отпусков. Сейчас у Петра осталось 5−7 человек, с которыми он регулярно занимается по Skype.
— Занятия приносят мне 200−300 долларов в месяц, но гарантий нет: бывают переносы, кто-то заболел, у кого-то не получается
Занятия ученики оплачивают переводом на карточку. На международном сайте, где зарегистрирован Петр, схема оплаты более хитрая.
— У сайта существует собственная виртуальная валюта. Человек может пополнять свой счет: 1 доллар равняется 10 единицам этой валюты. Ею он и расплачивается за занятие. А затем ее можно выводить с помощью PayPal и других способов, — рассказывает Петр.
В Беларуси Петр официально зарегистрирован как ИП — раз в месяц он платит единый налог в 240 тысяч белорусских рублей.