От фэшн-показа до встречи со смертью: рекомендуем 6 спектаклей на фестивале театров кукол
С 13 по 17 мая в Минске пройдет IX Международный фестиваль театров кукол. AFISHA.TUT.BY изучила программу и составила гид для тех, кто еще не определился, куда купить билет, чтобы не пропустить главное событие театральной весны.
2 спектакля — лауреата «Золотой маски»
«Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу»
Когда: 15 мая, 19.00.
Где: камерная сцена Национального театра им. Я. Купалы.
В апреле в Москве состоялось вручение российской национальной театральной премии «Золотая маска». Награды в трех из четырех номинаций театра кукол за спектакли, поставленные, в России, в этом году получили белорусские режиссеры Алексей Лелявский, Александр Янушкевич и художник Татьяна Нерсисян. Работу одного из лауреатов — режиссера Алексея Лелявского — «Ваня. Сказка про Ваню и загадочную русскую душу» («Karlsson Haus», Россия) можно увидеть в Минске в рамках фестиваля. Те, кто внимательно следит за творчеством Алексея Анатольевича, знают о его любви к Чехову, но, предупреждая всякие ассоциации, надо отметить, что история о загадочной русской душе и Ване — это авторская сказка для взрослых самого Лелявского, воплощенная в жанре моноспектакля. Кстати, актерская работа Михаила Шеломенцева в этом спектакле также была отмечена жюри «Золотой маски». Музыку к истории странствий Вани, который хочет найти Дракона, чтобы его победить, написал лидер группы «Нагуаль» Леонид Павленок, а визуализировал героев художник Александр Вахрамеев.
«Убить Кароля»
Когда: 15 мая, 20.00.
Где: Новый драматический театр.
Золотомасочные спектакли образуют в программе фестиваля своеобразный диптих. Вторая его часть — это спектакль Владимира Бирюкова «Убить Кароля» по пьесе классика театра абсурда Славомира Мрожека (Пензенский областной театр «Кукольный дом», Россия), ставший лауреатом премии в прошлом году. Пожилой человек, желающий отыскать некоего Кароля, и окулист, который помогает ему подобрать очки, согласно замыслу режиссера, оказываются в СССР периода застоя… Как тут жить? И главное, как жить после?
2 спектакля для детей
«Когда все было зеленым»
Когда: 14 мая, 12.00, 14.00.
Где: камерная сцена Национального театра им. Я. Купалы.
«Гусыня, смерть и тюльпан»
Когда: 16 мая, 14.00.
Где: Новый драматический театр.
Кажется, организаторы фестиваля, составляя программу, каждый раз стараются разрушать определенные стереотипы о театре кукол. Нынешняя говорит о том, что театр кукол — это в первую очередь искусство для взрослых: спектаклей для детей в программе немного. Ну, а если вы все-таки хотите устроить семейный просмотр, то будьте готовы к тому, что IX Международный фестиваль театров кукол сфокусировал свой взгляд на особенной манере разговора с детьми, когда их не веселят, не включают в интерактивную игру, а говорят об очень серьезных вещах. Например, о смерти. Если такой разговор кажется вам важным, то стоит попасть на спектакль израильского театра «Кей» «Когда все было зеленым» или польского театра «Бай» «Гусыня, смерть и тюльпан».
2 спектакля с новым взглядом на классику
«Басня»
Когда: 14 мая, 17.00.
Где: Белорусский государственный молодежный театр.
Программу для взрослых отличает внимание к классике. Русская — сплошь знакомая: Максим Горький, Андрей Платонов, Антон Чехов. Зарубежную не так часто увидишь на сцене: Лафонтен, Макиавелли. С особенным интересом театралы ждут спектакля «Басня» Гомельского государственного театра кукол. Басни Лафонтена на сцене воплотили Юра и Таня Диваковы, больше знакомые минчанам как основатели «Лаборатории фигур Оскара Шлеммера» и постоянные участники фестиваля «ПлаSтформа». Создатели спектакля соединили аллегорические истории о животных, театр художника и модный показ. Если имя Ёдзи Ямамото вам знакомо, обязательно посмотрите.
«Фро»
Когда: 15 мая, 18.00.
Где: Белорусский государственный молодежный театр.
Еще один особенно ожидаемый спектакль в афише — «Фро» Брестского театра кукол. Руслан Кудашов, главный режиссер петербургского Большого театра кукол, вновь обратился к платоновской прозе и поставил в Бресте «Фро», попытавшись проявить особый способ чувствования жизни платоновской героини и описав театральным языком «Хождение Ефросинии Евстафьевой, молодой женщины, оставленной мужем, уехавшим строить коммунизм или что-нибудь еще».