"Авторитет выше, чем у президента Бразилии": экс-главе ФИФА Жоао Авеланжу - 100 лет
Бывший президент Международной футбольной ассоциации (ФИФА), участник двух Олимпиад бразилец Жоао Авеланж в воскресенье празднует юбилей — ему исполняется 100 лет.
Авеланж, уроженец Рио-де-Жанейро, дважды участвовал в Олимпийских играх — в 1936 году, как пловец, и в 1952-м — как игрок сборной России по водному поло. После завершения карьеры спортсмена перешел на административную работу. С 1955 по 1963 он являлся членом Национального Олимпийского комитета Бразилии, а с 1963 по 2011 года — членом Международного Олимпийского комитета (МОК).
В 1974 году стал седьмым президентом ФИФА, сменив британца Стэнли Роуза. Авеланж стал первым главой ФИФА, не представляющим Европу.
«Возглавил ФИФА, когда на ее счету было 30 франков»
Бывший вице-президент ФИФА, почетный президент РФС Вячеслав Колосков, много лет работавший бок о бок с Авеланжем, называет его не иначе, как своим вторым отцом.
«Я Авеланжа называю свои отцом, и он никогда не был против этого, — сказал Колосков. — Я познакомился с ним в 1979 году. В 1980-м я уже пришел в ФИФА в качестве вице-президента, и мы работали вместе 14 лет. В ФИФА я сменил Валентина Гранаткина, которого Авеланж безмерно уважал, к которому относился с огромнейшим уважением, даже с любовью. У нас завязалась с ним тесная и близкая дружба, как у отца с сыном. Он мне безмерно доверял во всех вопросах, поэтому неслучайно он назначил меня председателем оргкомитета по проведению Олимпийских футбольных турниров».
Колосков подчеркнул, что под руководством Авеланжа ФИФА добилась прорыва в финансовом плане.
«Авеланж — выдающаяся личность. Ему никогда не будет равных с точки зрения авторитета, интеллекта, управления организацией. Когда его избрали президентом ФИФА, и он открыл сейф, то там лежало 30 швейцарских франков. Это все, чем в то время обладала ФИФА. Он первым понял, что без серьезных инвестиций, без серьезных средств ФИФА никогда не будет могущественной организацией, никогда не сможет реализовать свои уставные цели», — отметил Колосков.
«И он занялся поисками партнеров. И вот тогда в качестве спонсоров появились Coca Cola, Adidas, ирландские авиалинии, которые обеспечивали все перевозки. При нем впервые начали продавать телевизионные права на трансляцию футбольных матчей. ФИФА при нем начала активно развиваться. И позже она стала могущественнее, чем Международный Олимпийский комитет. При нем женщины стали проводить свои соревнования», — добавил бывший вице-президент ФИФА.
«Отдыхали на Байкале семьями»
Авеландж был одним из инициаторов проведения в СССР чемпионата мира по футболу среди молодежных команд в 1985 году. Колосков отметил, что Авеланж всегда хорошо относился к России и даже отдыхал с ним вместе на озере Байкал.
«Авеланж хорошо относился к Советскому союзу, неоднократно бывал в нашей стране, — вспоминает Колосков. — Он помог организовать чемпионата мира среди молодежных команд в СССР в 1985 году. Мы с ним тогда объездили многие города: Минск, Ереван, Тбилиси, Баку, Москву. Он настолько любил Россию, что просил его отвезти на озеро Байкал. Однажды мы провели с ним там целую неделю. Посетили остров на озере. Мы были со своими семьями».
Вся жизнь в пиджаке и галстуке
Колосков поведал, что Авеланж отличался весьма своеобразным вкусом в одежде.
«У него была интересная черта. Он никогда в жизни не снимал пиджака и галстука и никогда ничего не ел во время перелетов, даже очень дальних. У него была вода, сухое печенье и огромная книжка с ребусами и кроссвордами. Мы с ним много раз летали. И даже за 11 часов полета он не переодевался и не кушал», — отметил бывший президент РФС.
По мнению Колоскова, авторитет Авеланжа в то время, когда он возглавлял ФИФА, был выше, чем у президента Бразилии.
«Я был у него на даче в Рио-де-Жанейро, был у него дома. Хорошо знаком с его жизнью. Он выдающийся атлет, участник двух Олимпиад, — рассказал Колосков. — Он был бизнесменом, владел заводом в Сан-Паулу, который производил автобусы. В то время этот вид транспорта был самым главным средством коммуникации между городами. Авторитет у него был выше, чем у президента Бразилии. Личность, равной которой в футболе нет, не было и не будет».
Авеланж является кавалером ордена Почётного легиона, имеет правительственные награды Бразилии, Португалии, Швеции, Испании и других государств.