Когда возраст на пользу: владельцы ретро автомобилей съехались в Минск
С 6 по 8 мая Минск принимает участников 9-го Международного Слета ретро и классических автомобилей «Ретро-Минск» — 2016. Субботним утром к Дому-музею I съезда РСДРП, приехали более 80 ретро автомобилей из семи стран мира, где их тут же обступили зрители. Потом колонна уникальных автомобилей проследовала на площадку к музею ВОВ, а после обеда - в музей авиационной техники в поселке Боровая.
Практически все машины для участия в слете приехали в Беларусь своим ходом. Не более 5% автомобилей доставили на лафете. Но это вовсе не из-за того, что машины старые и едва ездят — просто хозяева их очень берегут. К тому же, ехать на ретро авто на большое расстояние довольно утомительно, особенно учитывая тот факт, что современные автомобили оборудованы климат-контролем, кондиционером и прочими опциями, делающими путешествие легким и комфортным.
— Выделить какую-то одну, особо уникальную машину, которая приехала к нам на слет — невозможно. Они все из разных стран, но объединяет их одно — они особенные, — рассказали организаторы мероприятия. — Помимо белорусов, к нам приехали автомобилисты из России, Литвы, Эстонии, Украины, Казахстана, Великобритании.
За 9 лет проведения ретро слета некоторые автомобилисты стали постоянными его участниками, среди них есть и те, кто каждый год приезжает на разных машинах. В этот раз на мероприятии не менее трети авто приехали впервые. Машины разные — от советских «ушастых» Запорожцев и тяжелых ЗиМ и ЗиЛ до шикарных «американцев» — Chrysler, Oldsmobile и Plymouth.
Впервые приехали в белорусскую столицу из Эстонии Маргус Тремпи с друзьями. Маргус сам занимается восстановлением машин. Более 600 км ехали таллинцы на SAAB 96 1972 года выпуска с четырехцилиндровым V-образным двигателем, объемом 1,5 литра.
— SAAB стоял около 20 лет у одного пожилого эстонца. Он был не на ходу, весь кузов ржавый, в полу огромные дыры. Я ее купил в январе этого года за 250 евро. Восстановил рекордно быстро — за месяц. Поменяли коробку передач, переварили кузовные детали, электричество провели полностью, лобовое стекло делали под заказ за 200 евро, много чего. Пару тысяч евро вложил в эту машину. Если найдется покупатель, то продам SAAB тысячи за 3−4, хотя в Германии аналогичные машины стоят 7−8 тысяч евро.
Заодно Маргус поделился первыми впечатлениями от Беларуси.
— Когда мы ехали, то нам показалось, что мы попали в СССР или в Эстонию 20-летней давности. Все потому, что есть на улицах такие старые машины! У нас таких уже нет и мы их покупаем как «уники». Сегодня смотрим и удивляемся — едет по улице «Жигули"-уник, а это оказывается спортсмены ехали, - смеется парень. - Есть у вас УАЗики, у нас таких уже давно нет, разве что у кого-нибудь в деревне только найдется.
Старыми «Жигулями» можно удивить только эстонцев. Белорусы же с открытыми ртами ходили возле настоящего «уника» — Citroën C4 1931 года, который приехал из Витебска.
— Хотел купить именно этот автомобиль, искал его очень долго, — рассказал хозяин раритета Михаил Овчинников. — Три года назад удалось купить его в Германии. Это очень редкая модификация — Grand Lux. Вместе с растаможкой и восстановлением эта машина обошлась мне около 50 тысяч долларов.
Хозяин признается, что такие большие деньги может выложить лишь человек, который заболел этими автомобилями.
— У нас заболел не только я, но и вся моя семья, — улыбается автомобилист, а его супруга Ирина в знак согласия со словами мужа кивает головой.
Citroën C4 с хозяином за рулем («только так и никак больше» — говорит Михаил) снялся уже в нескольких фильмах. Но все желающие могут прокатиться в раритетном авто — хозяин сдает его на прокат.
Участники из Великобритании — Владимир с друзьями Сэмом и Крисом, изначально ехали на Москвиче 412 с правосторонним рулем, но в Польше машина подвела — заклинило двигатель. На ремонт ушло бы очень много времени, поэтому авто пришлось оставить. Но так велико было желание лондонцев приехать в Беларусь, что в Гданьске они купили за 2 тысячи евро Polonez FSO 1998 года выпуска, предназначенный для нужд скорой помощи. В машине ничего не надо было делать, поэтому через три дня мужчины смогли приехать на ретро слет в Минск.
Сэму, жителю Лондона, Беларусь понравилась, хотя отличия от Англии разительные. Однако, большие впечатление, к сожалению — не лучшие, остались у него от встречи с белорусскими таможенниками и сотрудниками Транспортной инспекции.
— Мы ехали через пункт пропуска Тересполь-Брест, — рассказал русскоговорящий Владимир. — Польскую часть границы мы прошли за 40 минут и около 4,5 часов провели на белорусской части границы. Белорусская таможня обнаружила у нас в багажнике 9 лишних бутылок пива, за это мы заплатили 25 евро. Чтобы оформить эти 25 евро им понадобилось два с лишним часа. Наше предложение выпить их тут же на месте они игнорировали.
После того, как англичане покинули пункт пропуска, они захотели посмотреть Брестскую крепость.
— Мы завернули налево и пропустили первый пункт, где можно было купить электронное устройство для оплаты проезда по платным дорогам, купили его уже в следующем месте. А через некоторое расстояние нас догнала Транспортная инспекция и заставила заплатить 100 евро, потому что мы проехали немного без оплаты.
Почему не продают эти устройства на границе? — недоумевает гость республики. — Может быть мы избалованы европейским сервисом, но в Европе в этом случае вина была бы не наша, а того, кто должен организовать процесс оплаты проезда по дорогам. У вас очень советский сервис. У нас постоянное ощущение, что тебя хотят чуть-чуть укусить в финансовом плане. Очень некомфортное чувство.
Длительными оформлениями на границе возмущались и украинцы.
— Мы часа четыре проходили белорусскую часть границы. Никакого углубленного досмотра не было. Очень долго идет документальное оформление. Таможенник — старенький дядечка. Он в кнопки на компьютере одним пальчиком тычет. Конечно, они очень стараются. Но выходит у них очень долго. Рассчитывали приехать в одно время, а получилось на три часа позже, — рассказал Дмитрий, приехавший из Киева на ГАЗ-23.
Ждал три часа оформления на белорусской границе и Игорь из Днепропетровска, который вез свой ЗиМ Фаэтон на лафете, так же он поедет домой.
— Этот автомобиль доехал бы своим ходом, но я его берегу, так же, как и остальные мои ретро автомобили, — рассказал коллекционер. — Таких автомобилей как ЗиМ Фаэтон было выпущено всего 2−3 экземпляра. К сожалению, ни один из них не сохранился. Этот автомобиль воссоздавался по чертежам, архивным фото и документам. Все детали здесь оригинальные — даже ламповое радио, часы, резина и запаска — оригинальные, еще тех времен. Эта машина внесена в реестр коллекционных автомобилей России.
Три года ушло на восстановление ЗиМ. В феврале 2010 года он был полностью сделан.
Участники ретро слета могли без устали рассказывать о своих авто. Многие автомобилисты, несмотря на стоимость своего авто, с удовольствием разрешали зрителям залезть в салон автомобиля — сфотографироваться, да и просто осмотреться.
— Пусть садятся, мне не жалко. Может вот так посидят, полюбят старые машины, а потом в нашей армии стает больше коллекционеров, — улыбается пожилой водитель Волги, запуская в салон очередную партию детворы.
До 18.00 завтрашнего дня все желающие еще смогут увидеть уникальные ретро автомобили, которые переместились в музей авиационной техники в поселке Боровая. Вход в музей платный.