Кинорежиссер Марья Пююкко: у обеспеченных женщин остается время и возможность бороться за свои права

Источник материала:  
06.05.2016 08:45 — Разное

Финская кинорежиссер и сценарист, магистр искусств, кастинг-директор, Марья Пююкко — одна из самых ярких представителей новой генерации финских кинематографистов, училась в лучшем университете искусств Финляндии UIAH (Aalto University School of Arts, Design and Architecture, Хельсинки). Кинематографист во втором поколении, Пююкко побывала в Минске на кинофестивале «Паўночнае ззянне», где представила свою картину «Сельские жители», пообщалась с белорусским зрителем и провела несколько встреч со студентами.


Представляем яркие фрагменты лекции «Роль женщины в нордическом кинематографе» и ответы Марьи на вопросы LADY.

О присутствии женщин в киноиндустрии

— До того как я сняла свой первый фильм, 10 лет работала в киноиндустрии. «Беги, сестра, беги!» (2010) — автобиографичная лента, и было нелегко найти продюсера, который бы захотел вложить в это кино деньги.


Афиша фильма «Беги, сестра, беги!»

Несмотря на то что ситуация в странах Северной Европы сейчас довольно благополучная, большинство игровых фильмов у нас по-прежнему снимают мужчины. Только 16% всех инвестиций, которые поступают в киноиндустрию, уходят на фильмы режиссеров-женщин. Вероятно, поэтому складывается ошибочное впечатление, что «женское кино» — дешевое. Большинство фильмов, которые снимают женщины — короткометражное кино, документальное, либо психодрамы, основанные на личном опыте. Довольно сложно отыскать финансирование для таких съемок. Девушка-режиссер не станет замахиваться на широкую аудиторию (потому инвесторы и не рассчитывают на большие кассовые сборы). Большинство средств направлены на высокобюджетное кино — блокбастеры, экшн, исторические фильмы. Такая ситуация во всем мире, единственное исключение — Кэтрин Бигелоу (американская режиссер, снимающая ужасы, фантастику и боевики. — Прим.ред.). Зато на 10% больше вероятности того, что «женское кино» попадет на фестивальные показы.

В киносреде по-прежнему широко обсуждается небольшое присутствие женщин-режиссеров в киноиндустрии, прямо как меньшинства… Хотя, вообще-то, женщины составляют более половины населения планеты. И я сейчас говорю не только о тех, кто делает кино, но и о тех, кто его смотрит. Большинство посетителей кинотеатров составляют женщины в возрасте от 20 до 50 лет. Так чьи же проблемы показывать, про кого снимать кино?

Фильмы надо делать о том, что ты чувствуешь, о том, что важно для тебя лично. Тогда и будет отклик у зрителя. В августе я начну съемки киноленты об отце, который остался один с ребенком и пытается справиться с этой ситуацией. Хотя я никогда не выбираю главного героя по половой принадлежности, в подобных историях именно пол становится важен.

О личном в картине «Сельские жители» (лента о том, как финская глубинка ожидает приезда президента страны)

— Как правило, мы все ждем, что какие-то изменения и улучшения придут извне, свалятся с неба, что-то произойдет само собой… Тут есть чеховские мотивы, когда герои только говорят о том, что надо ехать в Москву, но никогда туда не едут. Посыл фильма в том, что все перемены человек должен сделать самостоятельно. Мне близки персонажи, многие из них — автобиографичны, например, мама с двумя детьми, которая немного от них одурела, и что-то подобное я сама чувствовала, когда мои дети были совсем маленькими.


Съемки картины «Сельские жители»

Об активности европейских женщин в вопросах гендерного равноправия

— Уровень жизни в скандинавских странах намного выше, чем в других регионах мира. Женщина обеспечена жильем, одеждой, отличными социальными условиями (ей не нужно беспокоиться об этом), и у нее появляется время думать о более возвышенных вещах, в том числе о своей роли в обществе. Доступность образования — тоже очень важный момент. А скандинавские мужчины, хотя и выглядят брутальными, никогда не подавляют женщин. Они стараются нас поддерживать. Женщины чувствуют себя гораздо увереннее…

Об отношении к кинокритикам

— Любая критика сложна для восприятия. Словно вы отправляете ребенка в школу в первый день таким красивым, а он возвращается в слезах и в порванной одежде… Но с возрастом относишься к критике спокойнее. Некоторые мои знакомые уверяют, что не нужно вообще читать критику о себе, но я думаю, это неверно. Критика позволяет увидеть свою работу со стороны.

Режиссеры всегда надеются, что критики не просто анализируют сюжет, эти люди имеют соответствующее образование и могут дать профессиональную оценку, рассмотрят и визуальную, и смысловую части, и игру актеров. Такая критика конструктивна.

Что касается моего фильма «Сельские жители», критика разделилась: лента нравится или нет. Мне важнее одна оценка «очень плохо», чем три «нормально». Мнение «ни рыба ни мясо» хуже негативной оценки, ведь фильм все же зацепил, даже если не понравился!

Драма или комедия?

— Жизнь — веселая штука. Но чем более серьезно ведут себя люди, тем смешнее они для меня. По мнению некоторых, «Сельские жители» — драматичная лента, хотя я задумывала ее как комедию. Все неоднозначно. Показать смешное очень непросто.


Кадр из картины «Сельские жители»

О влиянии других режиссеров

— Братья Коэн (люблю за юмор), Кэтрин Бигелоу, Тим Бертон (за перевернутый мир в фильме «Эдвард Руки-Ножницы»), Педро Альмодовар. Они меня вдохновляют. Шведский режиссер Лукас Мудиссон, финка Аули Мантила.

— А как же Ингмар Бергман?

— О Бергмане я думаю то же, что и о Ларсе фон Триере. Его фильмы мне нравятся, но, по-моему, режиссер любит в кино себя, и это несколько нарциссичные ленты. Есть в них что-то отталкивающее. Когда я училась, мы постоянно смотрели фильмы Бергмана, он был повсюду…

— Говорят, финны не показывают свои эмоции. По вашим фильмам такого не скажешь.

— Образ унылого необщительного пьющего финна — это клише. В реальности финны открыты и энергичны. В моих фильмах я показываю тех людей, которые меня окружают. Может быть, тот образ финна пришел из литературы, ведь в книгах пишут о том, что люди думают, а в кино показывают, что они делают. Стереотипы уходят в прошлое.


Марья на съемках

— У нас есть еще один устойчивый стереотип: в скандинавских странах все, что касается темы детства, — священно (литература, кино и т.д.). Но вы сказали, что очень трудно было найти продюсера для ленты о подростках. Почему?

— Тематика подросткового периода остается плодотворной почвой для творчества. Но поколение подростков меняется каждые 5 лет. Для каждого из них надо снять свой фильм. К тому же такая конкуренция (Швеция, Норвегия), так что продюсера нелегко убедить — надо ли снимать что-то подобное еще.

Я в будущем использую свой жизненный опыт для создания сценария о матери подростков, ведь о своем подростковом периоде я уже сделала ленту («Беги, сестра, беги!»). Но я не желаю своим малышам того, что пережила сама.

— Вы сняли телекомедию о девушке, которая пытается покончить с собой. Это может быть полезным для человека в сложной ситуации?

— Сложно сказать. Моя лента о девушке, для которой смысл жизни потерян. Переживая эмоциональную боль, она начинала чувствовать саму жизнь, хоть что-то начинало иметь для нее значение. В фильмах такого рода можно отыскать нечто близкое именно вам, тут важна эмпатия. Кино не всегда хороший советчик. Жизнь играет по другим правилам.



Съемки картины «Сельские жители»

— Среди наших читательниц довольно много таких же «одуревших матерей», как и в вашей ленте «Сельские жители». Вы говорили, что этот образ автобиографичен. Что можете сказать женщинам, которые сидят дома с маленькими детьми долгое время и очень устали?

— Из личного опыта скажу: когда я растила детей, чувствовала себя словно в тюрьме. Но я поняла, что эта тюрьма существует только в моей голове. И точно так же, как я себя там запираю, я могу и открыть эту дверь. Наше воображение — наш враг и наш друг.

Не бойтесь говорить со своими детьми. Говорите даже тогда, когда вам больно. Умение поделиться и открыться — то, что выстраивает мост между матерью и детьми.

Еще помогает пение. Я пела совсем маленьким детям не о самых лучших вещах: «ой, я ненавижу свою жииизнь…». Но это помогло мне справиться со стрессом.

За помощь в проведении интервью благодарим организаторов кинофестиваля «Паўночнае ззянне» Ольгу Чайковскую и Марию Ерему.

←"Игра на курсах": в плюсе те, кто 100 дней назад выбрал российские или белорусские рубли

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика