Как найти пропавший автомобиль? Тестируем автомобильные спутниковые маяки
Мою машину за прошедший год эвакуировали на штрафстоянку трижды. Каждый раз это было неприятной неожиданностью. «Угнали!» — первая мысль. После второго раза я занялся поиском дешевого способа слежения за машиной. Чтобы можно было легко найти ее в случае эвакуации или угона.
Почему это полезно?
- Большая часть угонов происходит по стандартной схеме. После угона машину отгоняют в так называемый «отстойник». Это может быть гараж или двор соседнем районе. Если в течение пары дней за машиной никто не пришел, то можно производить с ней дальнейшие криминальные действия. Эти несколько дней — золотое время для поиска и возврата машины.
- В случае с эвакуацией «золотое» время — несколько минут, пока машину грузят на эвакуатор. Если успеть добежать до машины и оплатить на месте штраф, то можно немало сэкономить: если машину все же увезут, придется заплатить еще и за услуги эвакуатора и нахождение машины на штрафстоянке (430 тыс. и 60 тыс/сутки). В этой ситуации нужен способ удаленно узнать о движении машины.
Способ первый — маяк из смартфона
Вариант для самых экономных — из обычного смартфона можно сделать спутниковый маяк для автомобиля: поставить соответствующее приложение и обеспечить аппарат энергией и деньгами на доступ в интернет.
Приложение определяет координаты с помощью встроенного в смартфон модуля GPS и отправляет их на сервер через мобильный интернет. Пользователю достаточно зайти в систему мониторинга с любого компьютера, чтобы узнать положение машины.
Для популярных мобильных ОС написано много подобных приложений, есть разные по функционалу и цене. Мы использовали в тесте российский сервис «Где Мои», но это уже дело вкуса.
В машине со мной всегда мой старый смартфон. Он вполне справляется с функциями навигатора, видеорегистратора, рации и плеера благодаря соответствующим приложениям. Добавляю в него приложение-маяк — и вперед на тест. После месяца вместе можно сказать — работает. Можно удобно и постоянно следить за машиной онлайн.
Ради теста загнал машину в крытый паркинг. Для сигнала от спутников глобальной системы позиционирования (GPS) бетонные перекрытия — труднопреодолимое препятствие. Сигнал просто не доходит до смартфона и определить GPS координаты не получается. Но приложение выкручивается из ситуации — определяет положение по сигналу базовых станций сотовой сети. Точность определения — несколько сот метров, или «где-то тут». Если угонщики спрячут авто в гараж, информация от маяка будет выглядеть примерно так же.
Плюс метода — всегда можно знать положение машины. Для этого достаточно «кормить» энергией и деньгами телефон. В расходе энергии большой минус — без постоянного подключения к зарядке телефон с маяком у меня проработал полдня. Это вдвое меньше, чем обычно.
Еще один минус — нет уведомлений о начале движения автомобиля. Если его решат утянуть, то данное приложение не уведомит владельца. Хотя реализовать программно уведомление о начале движения вполне возможно.
Вариант подороже. Маяк-закладка
Внешне простой автомобильный маяк — маленькая неприметная коробочка. В коробочке спрятаны GPS-приемник и GSM-модуль. Первый позволяет маяку узнать у навигационных спутников свое местоположение, а второй дает возможность общаться с внешним миром через сотовую сеть. Еще батарейки — закладка работает автономно.
В маяк ставится обычная sim-карта, и по этому номеру маяк доступен для команд владельца. Команды нужно отправлять в sms. Свои координаты маяк тоже шлет владельцу sms-сообщениями. Еще маяк может отправлять информацию на сервер через мобильный интернет.
Маяк большую часть времени «спит» и включается только через заданные интервалы на короткое время. Интервал может быть от десяти минут до месяца. Во время сеансов активности маяк определяет свои координаты, отправляет их владельцу и принимает новые команды от него. Все остальное время маяк не издает никаких сигналов и недоступен для команд хозяина.
Маяки-закладки активно производят российские компании, на просторах страны-соседки на такие устройства стабильный спрос. Однако на нашем рынке ассортимент намного ниже: нам на тест достались маяки двух разных производителей из магазина техники AUTO-SILA.
Первый испытуемый — X-Keeper Invis Duos. Сделан в России, имеет на борту две sim-карты для большей надежности.
Второй аппарат тоже российский — StarLine M15. Он односимочный, зато стоит на четверть миллиона дешевле.
Первым включаем x-keeper и выставляем интервал оповещения раз в десять минут. Отправляем маяк в бардачок и ждем от него координат. За местоположением маяка можно следить онлайн на сайте производителя. Через сорок минут стала видна погрешность позиционирования: машина стояла на одном месте, а маяк показал четыре разных точки.
Тест крытым паркингом x-keeper не прошел. Под слоем бетона положение определялось только по сигналам базовых станций. «Где-то здесь» от маяка может оказаться немаленьким гаражным кооперативом на пятьсот боксов. На такой случай у маяка есть секретное средство — микрофон. На маяк можно позвонить, он автоматически примет звонок и будет передавать владельцу то, что слышит: можно ориентироваться по окружающему звуку. Чувствительность микрофона невысокая — лежащее в бардачке устойство с трудом зафиксировало звук клаксона в десяти метрах от авто. Стук в закрытые гаражные ворота будет слышен намного лучше, но простучать придется все боксы в отмеченном радиусе.
Starline в паркинге показал себя лучше — на втором уровне смог принять сигнал GPS и координаты определились точно. Спускаемся на нижний уровень — и маяк уже не видит GPS. В этом маяке микрофон оказался существенно чувствительнее, звук клаксона в паркинге мы отчетливо услышали с пятидесяти метров.
Еще один плюс Starline — датчик движения: устройство можно настроить так, что оно будет сигнализировать владельцу при каждом начале движения автомобиля, если до этого тот стоял не менее 15 минут. Вместе с отправкой тревожной смски владельцу устройство включает режим мониторинга. Координаты в реальном времени передаются на сервер. Фиксируется скорость и направление движения. X-keeper так не умеет.
Я включил эту функцию и весь следующий месяц маяк слал мне тревожные SMS, как только я начинал движение на машине. Потом на сервере мониторинга я видел время и скорость всех своих передвижений за день. «Полезно, может и при разборе ДТП пригодиться», — думал я.
Идиллию нарушил эвакуатор. Вечером я припарковался не по правилам, потому что все места у дома были заняты. Поспав утром чуть подольше, я не нашел машину там, где ее оставил. При этом никакого движения маяк не зафиксировал. Через два часа он по расписанию прислал свои координаты — уже со штрафстоянки. Единственное объяснение, которое приходит в голову, — машину настолько аккуратно погрузили, что датчик не заметил движения. Стоило заплатить штраф и тронуться со стоянки — тут же пришла SMS: «Тревога! Движение!»
Повторять эксперимент с эвакуацией я не стал — паркуюсь по правилам. Однако на случай угона оставил закладку-маяк в машине. Также не повредит запись всех моих передвижений, которую ведет маяк.
Цена вопроса
На сегодня StarLine M15 в Минске стоит 1 725 000 рублей. Плюсами маяка можно назвать герметичный корпус, хороший микрофон и удобный мониторинг. Его конкурент x-keeper стоит дороже — 1, 98 млн. Производитель оправдывает более высокую цену поддержкой двух sim-карт. Это может быть полезно в неблагоприятных условиях: если пропадет сеть у одного оператора, то может сохраниться у второго и маяк сможет выйти на связь.
Эти устройства работают на дорогих батарейках CR123A: комплект из двух штук стоит около 100 000 рублей. В экономном режиме батареек хватит примерно на год. На связь тоже придется потратиться, подойдет тариф без абонентской платы.
Для смартфона есть много бесплатных приложений-трекеров. Однако более функциональные решения стоят в пределах десяти долларов.
Существуют «навороченные» версии маяков-закладок: с хозяином они общаются тем же способом, но, благодаря подключению к бортовой сети автомобиля, могут дистанционно заводить и глушить мотор, передавать владельцу информацию о скорости движения, сообщать о неисправностях автомобиля и много чего еще. Однако «терять» спутники в гараже они будут точно так же, как и самые дешевые.