Пережить сложный год. Пять советов от банкира Андрея Жишкевича
В рубрике «Пережить сложный год. Пять советов от…» своими мыслями о том, как научиться жить по-новому, делятся самые разные люди — от крупных бизнесменов до многодетных мам. Сегодня слушаем советы от банкира Андрея Жишкевича.
Справка FINANCE.TUT.BY: Андрей Казимирович Жишкевич, председатель правления МТБанка. Родился в 1973 году. Окончил БГУ. Имеет звание кандидата экономических наук. В банковской сфере работает с 1995 года. Женат, двое сыновей.
Совет первый: бизнесу необходимо выживать
По моему ощущению, наша экономика находится еще в начале кризиса. До «дна» пока далеко, еще есть куда падать. И если повлиять на эту объективную внешнюю ситуацию мы не можем, то можно и нужно поменять свое субъективное отношение к ней. Думаю, переосмыслить привычную логику поведения, которая сложилась в «сытые» годы, придется всем.
Психологически стало сложнее даже адекватно оценивать свою текущую деятельность. Ведь все мы привыкли считать хорошими результаты от десятков процентов роста и выше. Из года в год. А сейчас хороший результат — это не наращивание, а сохранение.
Ответ на вопрос «Что делать?» на уровне бизнеса один — выживать! Применительно к банку это проявляется в том, что сейчас появляется мало новых проектов, большинство компаний просто завершают то, что начали пару лет назад. Если говорить про малый и средний бизнес, то мы видим ухудшение кредитного портфеля, существенное снижение спроса на продукцию клиентов и связанное с этим ухудшение финансового состояния, дисциплины расчетов.
Причем у банков абсолютно нет желания своими собственными действиями «удушить» клиента. Наоборот, работа кредитных комитетов сейчас в основном направлена как раз на то, чтобы помочь клиентам разобраться с существующими долгами.
При этом, несмотря на кризис, каждый бизнес может найти отдельные сферы для развития даже в кризис. В частности, мы все еще находим свободные ниши в розничном сегменте банковского бизнеса. Например, это продолжающие набирать популярность карты рассрочки, которые в своем роде являются антикризисным продуктом, позволяющим физическим лицам получить по сути бесплатный кредит, а партнерам-компаниям торговли — дополнительный стимул для собственных продаж. Думаю, всем нужно искать подобные решения для эволюции своего бизнеса.
Совет второй: «резать» нужно аккуратно
Сокращение расходов и в том числе персонала неизбежно. Но «резать» нужно там, где это не только выгодно, но и обоснованно. Например, у вас есть очень профессиональный технолог-разработчик новых продуктов, который временно стал менее задействованным в кризис. Но если вы понимаете, что потом, через год-два, вам будет сложно найти такого «узкого» специалиста, то лучше сейчас понести дополнительные траты и сохранить этого сотрудника.
А вот позиции, которые легко и быстро восполняемы, нужно и сокращать быстро. И это будет честно по отношению ко всем, в первую очередь — к самим сотрудникам. Ведь если этого не сделать, то можно потерять и бизнес, и весь персонал в целом. Это как в ситуации с пробоиной на корабле: чтобы не пойти ко дну иногда приходится выбрасывать за борт даже… запасы еды.
Совет третий: сохраните свою репутацию
В условиях кризиса это особенно важно как для бизнеса, так и для обычных граждан. Кризисы приходят и уходят, а репутация остается. Компания, которая один раз обманула клиентов и партнеров, уже не сможет вернуть доверие.
То же самое ждет тех, кто не платит по долгам. Важно сохранить репутацию пунктуального исполнителя своих обязательств. И если у вас не получается сейчас рассчитываться с кредиторами, то не нужно врать, прятаться и придумывать нереальные сроки. Лучше честно объяснить ситуацию и попытаться договориться. Кредитную историю легко испортить, но очень долго и болезненно восстанавливать.
Совет четвертый: воспринимайте свою работу как Ноев ковчег
Менять работу в кризис — рискованное занятие. Сейчас каждому стоит воспринимать свое место работы как Ноев ковчег, плывя в котором, нужно всем вместе заделывать возникающие щели и приближаться к берегу. Активность и инициативность на своем рабочем месте повышает шансы сотрудников оказаться в ряду «неприкасаемых». Но просто прийти в офис и хорошо работать «как вчера» уже недостаточно. Нужно придумать, как приложить меньше усилий, но получить при этом лучший результат.
Руководитель тоже должен пересмотреть свою модель поведения. Если он рассчитывает, что в кризис его команда будет работать больше, причем за те же деньги, руководитель должен показывать пример и перерабатывать сам. Я, например, уже забыл, когда уходил с работы вовремя.
Тем, кто остался без работы, нужно понять: пережидать, дожидаться лучших с точки зрения вакансий времен — это ущербная практика. Под лежачий камень вода не течет. Работу нужно искать максимально вовлечено и настойчиво, будучи готовым начинать с малого.
Конечно, экономика сейчас не может предложить много новых рабочих мест. Тяжелее всего приходится молодым специалистам-выпускникам, которым сейчас предстоит устраиваться на свое первое место работы. Но есть в этом и опосредованный положительный момент. Нынешняя ситуация чем-то напоминает ранние 90-е, когда менявшаяся структура плановой экономики заставила белорусов массово менять прежнюю сферу деятельности, и в том числе часть из них волей-неволей становились предпринимателями. Неудивительно, кстати, что большинство нынешних белорусских топ-предпринимателей именно в то время занялись бизнесом.
Мне хочется верить, что нынешний кризис также «заставит» определенное количество людей, особенно молодых, прийти в бизнес и стать бизнес-элитой будущих десятилетий. И это будет не только и не столько «купи-продай», но и другие сегменты, например, IT.
И банки, кстати, уже сейчас пытаются предугадать подобный тренд, создавая специальные кредитные продукты для стартапов. Можно привести в пример специальную программу Белорусского банка развития, который при посредничестве банков-партнеров, среди которых - и наш банк, выделяет под такие проекты льготные ресурсы в белорусских рублях.
Совет пятый: перестаньте думать, что завтра будет лучше, чем вчера
На мой взгляд, на смену концепции «потребительского оптимизма» должен прийти «потребительский прагматизм».
Бытовавшая ранее логика «ускоренного» потребления должна смениться логикой сбережения, возможно в чем-то опасливости, которая предполагает накапливание запаса, который может еще понадобиться в будущем.
Обыватели должны перестать думать, что завтра зарплаты будут выше, чем вчера — просто по привычке, что так было из года в год. Бизнесы, да и государство в целом должны стать более консервативными и осмотрительными в оценке востребованности новой продукции и окупаемости новых проектов. Нужно пересмотреть ставшие стереотипными шаблоны текущего потребления «не по средствам».
Но это не значит, что нужно тотально экономить абсолютно на всем. Я, например, считаю, что сейчас с точки зрения конкретного человека еще более правильно инвестировать в образование — свое или детей, а не в текущее потребление в виде очередного модного гаджета. Лучше взять кредит на учебу своего ребенка, чем на очередную поездку в Турцию. То же самое касается здоровья — на нем нельзя экономить, ведь больной специалист никому не нужен.
Имеет смысл формировать сбережения, думать над их сохранностью и сопряженными рисками. Я сам пользуюсь стандартным принципом и диверсифицирую валюту сбережений: доллары, евро и белорусские рубли. Это не максимизирует прибыль в самом оптимальном сценарии, но зато и не повлечет больших потерь при неверно спрогнозированном варианте движения курсов.