Страховка для мотоциклиста: кто оплатит ремонт байка и мотоэкипировки
Количество мотоциклов на белорусских дорогах с каждым годом растет. Все чаще в соседнем ряду слышны басы мощных «крузеров» и нервные взвизги спортбайков. Однако растет и количество ДТП с их участием. Как происходит возмещение ущерба владельцам мотоциклов? Существуют ли какие-то особенности их страхования? В этой статье мы опишем страховой случай, в котором владельцу спортбайка выплатили компенсацию за вред, причиненный «железному коню», и порванную мотоэкипировку.
AUTO.TUT.BY совместно со страховой компанией «Промтрансинвест» в проекте «Страховой случай» подробно рассказывает обо всех аспектах автострахования, совместно с оценщиками проводит осмотр и оценку аварийных автомобилей, составляет калькуляции на ремонт и замену поврежденных деталей, рассчитывает размер компенсации. Наша цель — сделать все расчеты страховой компании максимально прозрачными и понятными для всех автолюбителей.
Мотоцикл падает только один раз…
Это ДТП с участием мотоцикла, произошедшее 24 августа 2015 года, можно назвать классическим — при перестроении из второй в первую полосу Suzuki GSF650 был сбит Lada Largus, двигавшейся в попутном направлении. После разбирательства в ГАИ виновником ДТП признан водитель «Лады». Владелец Suzuki обратился с заявлением в страховую компанию «Промтрансинвест», где была застрахована гражданская ответственность владельца авто.
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— Потерпевший может обращаться для возмещения в страховую компанию, где застрахована его ответственность (ОСГО), или в страховую компанию, где застрахована ответственность причинителя вреда. Но это касается тех случаев, где повреждено только транспортное средство. Если речь идет о повреждении имущества в ДТП (одежда, перевозимый груз) или о причинении вреда жизни, здоровью, то возмещением занимается страховая компания причинителя вреда. В этом случае потерпевший претендовал на возмещение по транспортному средству и имуществу (экипировке), поэтому он обратился в страховую компанию виновника.
Говорят, что мотоцикл падает только один раз — разбить его «в хлам» гораздо проще, чем автомобиль. Нашему Suzuki GSF650 крепко досталось: повреждены радиатор, бензобак, двигатель, световые приборы, переднее крыло, сиденье, обшивка из пластика, ручки сцепления и тормоза, погнут руль, подножки. Тем не менее повреждения не фатальны — согласно заключению оценщика, ремонт экономически целесообразен.
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— Гибель транспортного средства при определении размера ущерба по ОСГО определяется расчетным методом. Если ремонт превышает действительную стоимость транспортного средства и он экономически нецелесообразен, то транспортное средство признают «погибшим». Ремонт считается экономически целесообразным, если расчетная стоимость восстановительного ремонта транспортного средства за вычетом стоимости обновления без учета налога на добавленную стоимость не превышает действительную стоимость транспортного средства на день наступления страхового случая.
Для расчета действительной стоимости транспортного средства, как это установлено Правилами определения размера вреда, применяется информация о рыночных ценах идентичных или аналогичных транспортных средств с последующей корректировкой их стоимости. Под рыночными ценами объектов-аналогов понимаются цены сделок, цены предложения или спроса.
Suzuki GSF650 уже не новый — 2007 года выпуска. Пробег — чуть больше 13 тысяч километров, процент износа — 36%. На момент аварии рыночная стоимость такого байка составляла 69 262 000 рублей (в эквиваленте 4140 долларов США).
Ремонт согласно калькуляции потребует больших вложений — только на все запчасти для полного восстановления нужно больше 6000 долларов США в эквиваленте в белорусских рублях. Однако с учетом износа заменяемых деталей общая стоимость ремонта без НДС составила 68 927 515 рублей (в эквиваленте 4120 долларов США). До «гибели» мотоциклу не хватило всего 20 долларов США в эквиваленте, значит, ремонт экономически целесообразен.
В итоге на руки владелец мотоцикла получил 68 927 500 рублей (в эквиваленте 4120 долларов США) — практически рыночную стоимость аналогичного спортбайка. Согласитесь, отличная компенсация ущерба, учитывая, что подбитый байк остался в гараже владельца. Ему, кстати, заплатили еще 400 000 рублей за эвакуацию поврежденного мотоцикла с места ДТП.
К сведению
По ОСГО расходы по эвакуации возмещаются в двух случаях:
- Если эвакуация осуществляется с места ДТП до места хранения.
- Эвакуация от места хранения до организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих восстановительный ремонт на территории РБ, либо от места хранения до границы РБ в случае, когда ремонт транспортного средства, находящегося на гарантийном обслуживании, в организации автосервиса, расположенной на территории другого государства, является обязательным условием сохранения срока гарантийного обслуживания.
При этом если транспортное средство гибнет, то возмещается только стоимость эвакуации от места ДТП к месту хранения.
Кто заплатит за мотоэкипировку?
Экипировка очень часто спасает мотоциклисту жизнь. В нашем случае ее наличие уберегло владельца Suzuki от серьезных травм. Однако мотоботы, кожаная куртка мотоциклиста, мотоперчатки и мотошлем после ДТП получили определенные повреждения, поэтому потерпевший небезосновательно рассчитывал на возмещение и этого ущерба.
Наталья Хомич, начальник управления урегулирования убытков страховой компании «Промтрансинвест»:
— При заключении договора ОСГО принимается на страхование гражданская
ответственность владельца транспортного средства — то, что он может
причинить вред имуществу (в том числе транспортному средству), жизни,
здоровью третьих лиц. Ущерб, причиненный экипировке, возмещается с
учетом износа имущества — до состояния, в котором оно было на момент ДТП.
В результате экспертизы мотокуртка и мотоботы признаны не утратившими своих функциональных качеств, а вот мотошлем и мотоперчатки сильно повреждены.
Как определяется размер вреда для экипировки? Страховщики руководствуются в таких случаях Правилами определения размера вреда, причиненного имуществу (за исключением транспортного средства) потерпевшего в результате ДТП, для целей ОСГО.
Согласно таблице «Нормы физического износа одежды, обуви, мебели, домашнего и прочего имущества» Правил износ для мотошлемов составляет 12% за каждый год эксплуатации. Шлем использовался уже 3 года, значит его износ 36%. Стоимость нового аналогичного шлема составляла 167,6 долларов США (здесь и далее в эквиваленте в белорусских рублях на дату происшествия). Следовательно, его стоимость с учетом износа составила в белорусских рублях эквивалентно 107,3 долларам США.
Для перчаток износ определяется как 20% в год, значит, за 3 года они «износились» на 60%. За них страховая компания выплатила 16 долларов США.
Для определения размера вреда, причиненного кожаной куртке (стоимость новой аналогичной куртки на момент ДТП составляла 406 долларов), применялся физический износ 30% и аварийный износ 50%. В итоге владелец получил за нее еще 142 доллара США.
Размер вреда за мотоботы составил 41,5 доллара США.
В итоге за поврежденную в результате ДТП экипировку владелец Suzuki получил 306,8 доллара США.
Главный вывод, который можно извлечь из этой истории, — выезжая на дорогу на своем двухколесном «железном коне», не забывайте подстраховаться полисом обязательного страхования.
- на рынке более 20 лет, один из лидеров страхового рынка Республики Беларусь;
- более 50 видов обязательного и добровольного страхования;
- развитая региональная сеть по всей территории Республики Беларусь.
+375 (17) 228−12−48, www.promtransinvest.by, skype: promtransinvest. insurance