"Молчи, женщина, твой день - 8 марта". Так ли безобиден бытовой сексизм?
Когда речь заходит о масштабности и серьезности такого явления, как сексизм, можно услышать удивленный возглас: как, разве придержать дверь и подать пальто — это проблема? Конечно, нет. Проблема совсем в другом. Сексизм, в общем-то, совсем не о пальто.
Что такое сексизм? Это дискриминация и унижение человека по половому признаку, идеология превосходства одного пола над другим, разделение по половому признаку там, где гендер никакой роли не играет. Примеров масса. Обычных, бытовых.
Когда вам отказывают в должности на основании того, что, возможно, в ближайшие несколько лет вам захочется уйти в декретный отпуск.
Когда вашей дочери говорят, что не стоит, милая, идти в математический класс, потому что это только для мальчиков.
Когда в дискуссии о сексуальной объективации женщин мужчины не понимают проблемы сексизма в рекламе и спрашивают о том, зачем женщинам вообще смотреть мужскую рекламу.
Когда мужчина с удивлением делает вам комплимент, что для женщины вы неплохо играете в шахматы.
Когда кто-то утверждает, что называть женщин «телочками» — это никакое не оскорбление, а наоборот, комплимент, потому что «страшную бабу телочкой не назовут».
Когда в комментарии к известной писательнице, общественной деятельнице приходит мужчина и говорит, что хватить писать, марш на кухню, 8 марта закончилось.
И это не просто потому, что он такой дурак. То есть он не очень умный, конечно, но по большому счету это и есть отражение мнения большинства, как бы нам ни хотелось думать, что все мы равны. Потому что кто-то все равно равнее.
Мужчины изначально занимают более высокую статусную позицию. Гендерные роли изначально навязываются по принципу «природного предназначения», когда девочка должна быть хрупкой и уметь уступать (читай: подчиняться), а мужчина — быть сильным, а бьет — значит любит. Когда ведение домашнего хозяйства считается женским вторичным половым признаком, а мужчина по природе своей полигамен.
А вы когда-нибудь обращали внимание, кто в офисах с примерно одинаковым соотношением сотрудников мужского и женского пола режет торт и моет посуду после окончания вечеринки?
Несколько дней белорусский интернет бурно обсуждал историю девушки, проходившей собеседование на должность маркетолога. Директор спросил соискательницу, умеет ли она варить кофе, и затем попросил сделать это. И вопрос здесь даже не в том, нормально ли для маркетолога сварить чашечку кофе. Нормально, наверное. Дело в другом: попросил бы директор сварить ему чашечку кофе соискателя-мужчину? Скорее всего, нет.
Медийные личности с огромной аудиторией, не задумываясь, широко транслируют в своих социальных сетях сексизм, доля оскорбительных для женщин шуток и высказываний составляет немалую часть публикуемого контента многих популярных персонажей.
Например, когда известный журналист и блогер пишет о том, что девушки не должны материться, потому что для него они — пирожные. Матерящиеся же «пирожные» вызывают у него изжогу и несварение желудка.
Или другой, искренне полагающий, что он защищает женщин, часто снисходительно говоря о том, что в отношении «слабого пола» следует на многое закрывать глаза, ведь женские истерики на фоне гормональных бурь — это совершенно нормально.
Когда в ответ на все что угодно женщине ставится «диагноз» — нехватка мужского внимания.
Или директор футбольного клуба, который публично говорит о том, что если мы ликвидируем женский футбол, то он всем банкет накроет, потому что женщины должны детей рожать.
И борщ варить.
Показательна в данном контексте и история, давно тянущаяся в российском медиапространстве. Научный журналист, популяризатор науки, писательница Ася Казанцева практически отрицает существование сексизма, говоря о том, что она лично с ним никогда не сталкивалась. И сама же дает ссылку на пост в ЖЖ, где назначение ее на должность заместителя главного редактора журнала «Здоровье» обсуждали в духе «как бы прекрасна ни была ее грудь, она все равно дура» и осуждали за неумение правильно выбирать себе бюстгальтер. Отрицая во всем этом сексизм, журналистка делает акцент на том, что речь всего лишь об обычном интернет-троллинге и хамстве, и к гендерной дискриминации это не имеет никакого отношения. Но обсуждался бы мужчина в подобном контексте? Анализировалось бы его нижнее белье?
Да, сексизм, безусловно, бывает и по отношению к мужчинам. Например, существование «немужских» профессий, навязывание стереотипов о том, что мужчина должен быть брутальным, желание любым путем повесить на него роль единственного добытчика в семье, проблемы, связанные с участием воспитания детей после развода. И да, феминистки не против отмены обязательного воинского призыва.
И все же женщины традиционно и в несравнимо большей степени подвергаются сексизму.
Сексизм только кажется несущественной проблемой, просто его так много, что большинством воспринимается как норма. Люди, утверждающие, что никакого сексизма у нас нет, или лукавят или не понимают сути. С сексизмом в той или иной степени сталкиваются все. Только одни предпочитают его не замечать, другие и вовсе считают нормой — ведь нас воспитывали на патриархальных ценностях, где мужчина выше женщины и поэтому они априори не могут быть равными.
Говоря о сексизме, многие воспринимают его с изрядной долей скептицизма и приводят в пример лишь все то же поданное пальто, придержанную дверь или дискуссию о том, кто оплачивает счет в ресторане, не видя или не желая видеть действительно серьезных проблем. Но ведь именно сексизм нормализует домашнее насилие. Сексизм, сексистские шутки и сексуальная объективация напрямую связаны с насилием над женщинами.
Когда сын-подросток, которого ты тщательно оберегал от гендерной и прочих дискриминаций, внезапно говорит: «О, авария, наверняка женщина за рулем», — это ли не самое яркое свидетельство того, насколько окружающая действительность пропитана сексизмом, и уберечься от него невозможно, даже если это не транслируется в семье. И когда ты немного копнешь тему, чтобы узнать, откуда ноги растут, окажется, что одними из самых популярных в нормальной белорусской школе являются сексистские и расистские шутки.
Потом ознакомления ради можно сходить в юморные паблики «ВКонтакте», где сидят наши дети-подростки, и результат нас неприятно впечатлит.
Девочка спрашивает у папы:
— В чем секрет хорошего вождения?
— В тестостероне.
***
Девочка в книжном магазине:
— Где я могу получить книгу о женских правах?
— В разделе фантастика.
***
Фото избитой и окровавленной девушки с подписью «Хорошо, хорошо. Я не хочу в Милан. Я хочу на кухню».
И комментарий под одной из шуток: «Вам же сказали не в глаза и не всерьез, умейте не принимать шутки на свой счет».
Это же всего лишь шутка, подумаешь. Может, у нас просто нет чувства юмора?
Вообще-то именно на таких шутках и формируется отношение к женщинам. Есть исследования, доказывающие прямую связь подобного рода шуток и насилия. Но это и без исследований очевидно.
По данным ВОЗ, каждая третья женщина в мире подвергается физическому или сексуальному насилию. До 38% убийств женщин в мире совершается их интимными партнерами. И речь идет не о каком-то там далеком, диком мире и пещерах, а обо всех. О нас с вами.
Среди факторов, связанных с повышенным риском актов насилия, среди прочих ВОЗ называет терпимость к гендерному неравенству. Именно стереотипы о ролях мужчин и женщин и лежат у истоков причин насилия. Потому что сексизм транслирует нам, что мужчина — доминирует, главенствует и властвует, что его право — обладать и контролировать. И от шутки до насилия — один шаг.
С насилием бороться очень сложно. До тех пор, пока существуют сексизм, сексистские шутки, сексуальная объективация и потребительское отношение к женщине — та самая благодатная почва, на которой буйным цветом растет насилие по отношению к женщинам.