"Заплатили за квартиры с хорошим видом из окна по 100 тысяч, а будем смотреть в чужие окна?"
Доселе примером высокоплотной для Минска застройки «окно в окно» были жилые комплексы одной компании, позиционирующей себя как «европейского инвестора». Этот инвестор грешил продажей видов из окон, а потом «впихивал» под окна новый дом и в нем тоже продавал хороший вид из окна. Но в ситуацию, когда два дома будут стоять окно в окно, попал и белорусский проектировщик — ОДО «Айрон». По его проекту заказчик ООО «Фармоэкспотех» строит на небольшом пятачке между Сморговским трактом и Червякова три двадцатиэтажные «свечки».
Будущие жильцы первого дома брали у застройщика детальный план, прикидывали вид из окна своего дома и платили немалые деньги, будучи уверенными: прекрасной панораме ничего не помешает.
Второй дом застройщик начал возводить на запланированном месте. Растет он очень бодро.
Когда начали готовить площадку под третий дом, жильцы уже заселяющегося первого заподозрили неладное и начали выяснять детали. То, что выяснили, повергло их в шок.
— «Айрон» изменил план застройки и сместил третий дом, — объясняют жильцы. — Между нашим домом и новым будет шагов тридцать. Если учесть, что это двадцатиэтажки, видеть мы будем только соседей, причем отчетливо и без бинокля.
Один из жильцов, Сергей, показывает границы будущей новостройки. Из его окон можно будет прекрасно видеть чужие окна.
— Пойдемте на верхний уровень. Там трехкомнатные двухуровневые квартиры. Они обошлись людям более чем в сто тысяч. Оцените вид.
Зашли в верхнюю квартиру, и пол ощутимо завибрировал. Сначала показалось, землетрясение.
— Это техника на стройплощадке. Сегодня еще не так уж и трясет, вчера колебания были побольше, — говорит Сергей.
— Потенциальный вид — только на дом, — показывают владельцы «трешки» перспективы. — Ни из одного окна не будет видно чего-то, кроме соседских окон. Окна выходят на запад. Это значит, что солнце тут бывает во второй половине дня. С появлением новостройки оно исчезнет. Застройщик говорит, что нормы инсоляции не будут нарушены. Ума не приложу, как это может быть.
Людям обидно: заплатили немалые деньги за одно, а получили совсем другое.
Жители дома изучили пакет документов по нормативам застройки. Выяснили, что сам застройщик ничего не нарушает, но если эти дома при действующих нормативах будут построены, больше никто в округе ничего строить не сможет. И подготовили коллективное обращение в Комитет госконтроля. Краткое содержание следующее: существуют в отношении территории в границах ул. Червякова — ул. Каховская — Сморговский тракт — ул. Орловская свои планы детальной планировки, составленные в 2010 году, и свои показатели допустимой плотности застройки. Три дома должен был построить тут «Айрон», еще несколько доминантных высоток, на месте частного сектора, ближе к Орловской, — должен был позже начать строить УКС. Но если появятся тут эти три двадцатиэтажки, то УКСу можно будет без превышения нормативов по плотности застройки построить только один небольшой домик. Но это экономически нецелесообразно — сносить такой объем частного сектора ради строительства одной панельки. И уж точно «высотные доминанты» УКСу строить нельзя — это нарушит все возможные нормативы по плотности. По мнению жильцов, даже если планы детального планирования скорректируют, УКСу все равно не удастся построить запланированные высотки вдоль Орловской.
Жильцы предлагают обязать ООО «Фармоэкспотех» снизить этажность возводимого третьего дома. А пока документы будут корректироваться, приостановить работы по строительству.
Мы обратились к директору ОДО «Айрон» Валерию Шамрило, чтобы узнать позицию проектировщика.
— Третий дом строится в соответствии с действующими нормативами. Да, кому-то он доставит неудобства, но ситуация безальтернативная. Эти дома находятся в районе плотной застройки. Менять план и сдвигать третий дом пришлось, потому что при прохождении экспертизы нас вынудили сделать дополнительные расчеты инсоляции, которые показали, что, если его расположить там, где мы планировали изначально, будет недостаток инсоляции у уже существующих там домов. Нам пришлось менять свою техническую документацию, нести дополнительные издержки по переносу дома, изменению конструкции подземного гаража, который должен был изначально располагаться в другом месте.
— Жильцы самых дорогих двухэтажных квартир в уже построенном доме говорят, что у них все окна выходят на запад — и они из-за третьего дома вообще солнца не увидят.
— У них все будет нормально — мы заказывали расчеты.
— Люди вас обвиняют: покупали одно, получили другое.
— Нет у нас цели ухудшить им вид из окна. Мы, отселив огромное количество людей с этой площадки и вложив в площадку огромные средства, не можем отказаться от строительства еще одного дома.
— Жильцы уверены: ваш проект нарушит нормативы по плотности застройки всей территории вокруг. Никто больше не сможет строить. Выход — чтобы вы уменьшили этажность.
— Да, я читал эти доводы. Уменьшить до какого этажа? До второго? Дом ведь не только из верхних этажей состоит… На самом деле жильцам уже официально ответили: в этом квартале вносятся изменения в планы детального планирования 2010-го года. И в измененных планах детального планирования территории уже учтены наши дома, как построенные. Учтены и интересы УКСа в современных реалиях. Есть соответствующие документы, и жители дома их тоже получили.
Например, решение Мингорисполкома, в котором указано, что план территории, где строятся высотки, будет еще раз пересмотрен в 2016-м.
— Мы не нарушаем законодательство, но не хотим, чтобы жильцы были обижены на нас, — говорит Валерий Шамрило. — Мы пытались в рамках своих возможностей предлагать людям какие-то компенсационные варианты. Например, поменять квартиры в этом доме на квартиры в других наших домах в этом районе, предлагали стояночные места в подземном гараже по себестоимости, чтобы хоть как-то компенсировать неудобства.