Художник Спартак Арутюнян: «Я живу искусством»
В Мемориальном музее-мастерской Заира Азгура открылась выставка живописи «Эпiфанiя», в честь 60-летия армянского художника и скульптора Спартака Арутюняна.
За эти годы его картины созерцали любители искусства в Польше, Германии, Беларуси и, конечно же, в родной стране, Армении.
Наш корреспондент Сюзанна Степанян побывала на выставке и пообщалась со Спартаком Арутюняна.
– Что повлияло на ваш выбор профессии?
– Я уже и сам не помню, как это всё получилось. В 2-3 года что-то царапал, рисовал на книгах (смеётся). Таким образом, проявлял свой интерес. И мне очень нравились камни.
– Что вы любили рисовать в детстве?
– У меня сохранился всего один детский рисунок. Я вдохновился фильмом и изобразил на бумаге горы и оленя, смотрящего на луну. Не знаю, сколько этому рисунку лет, но бумажка со временем, конечно, уже потрепалась.
– Как Вы оказались в Беларуси и почему решили остаться?
– Приехал в Беларусь и служил в Мачулищах. Во время службы я создал музей Героев Советского Союза. Для него слепил 20 героев Советского Союза. Потом по рекомендации я устроился на работу. В какой-то момент хотел уехать. Было очень скучно и одиноко. Затем я женился и обзавёлся семьёй. Вот так и остался.
– Скажите, чьё мнение о вашем творчестве для вас важно?
– Я прислушиваюсь ко всем мнениям. Внимательно слушаю, делаю выводы.
– Помимо творчества вы занимаетесь ещё чем-то?
– Искусство – это то, чем я живу и ничем больше не занимаюсь.
– Как вы относитесь к тому, что художник продаёт свои картины?
– Если художник не будет продавать свои работы, как же он будет существовать, работать, творить? Конечно, бывает очень жалко оторвать от себя работу, как бы остаться сиротой. Но есть и те, о которых спустя время, ты думаешь, что можно было бы и продать. Видимо, это связано с творческим ростом, когда у художника меняются взгляды, отношение.
– Откуда берёте вдохновение, и какие художники повлияли на ваше творчество?
– Вдохновение приходит ко мне отовсюду. Но основа – это, конечно же, армянские художники.
– Как к вам приходит замысел картины?
– Моя дочь как-то спросила: «Откуда ты берёшь идеи?» На что я ответил: «Не знаю» (смеётся). Мой рабочий день начинается с 7 утра. Я прихожу в мастерскую, и в процессе одной работы появляются другие идеи.
– Ваши картины пишутся с натуры?
– Работаю и с натуры тоже, но в основном творю в мастерской.
– Ваше творчество находит почитателей за рубежом?
– Раньше я много ездил, выставлялся в Германии. Сейчас уже не езжу.
– Что Вы хотите сказать своими работами?
– Мне сложно так ответить. Картину нужно рассматривать. Каждый что-то видит своё. Можно долго объяснять каждую картину. Вот картина «Рождение звезды»… Здесь есть музыка, малыш, дедушка…
– Когда вы работаете о чем вы думаете?
– Я думаю лишь о том, что хочу создать работу высокого уровня, удовлетворить в первую очередь самого себя. И чаще, конечно, я доволен тем, что у меня получилось.
– Как проходит ваш рабочий день?
– Сейчас я работаю не в мастерской, а дома. К 8 Марта писал натюрморт. А сейчас работаю над произведением «Врата радости».
– В советские времена художникам на постоянной основе давали работу. Например, Союз художников. Как получает работу художник в современных условиях? Есть ли организация, обеспечивающая заказы художникам?
– Сейчас такого нет. Есть конкурсы, заказы. Художник, в принципе, творит в не зависимости от того, в какое время он живёт. Конечно, в советское время было много заказов, да и после были, а потом стало всё меньше и меньше. Кризисы, безусловно, сказываются на успешности художника.
– Продаются ли ваши картины, представленные на выставке «Эпiфанiя»?
– Картины можно приобрести. Смотря за сколько (смеётся).
– Что можете пожелать своему зрителю, читателям?
– Получать удовольствие, радоваться. Находить что-то в моих работах.
Я, присоединяюсь к Спартаку Арутюняну, и приглашаю всех на выставку армянского художника «Эпiфанiя». В его работах каждый сможет найти нечто близкое и родное, то, что дороже всего на свете. Полюбоваться яркими и солнечными работами художника можно до 20 апреля.
Сюзанна СТЕПАНЯН